Поддержите в ребенке его стремление стать школьником
консультация (подготовительная группа)

Забавко Светлана Ивановна

Уважаемые родители!

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.               

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку:

  • Уметь называть себя (полное имя, отчество, фамилия).
  • Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку, дедушку.
  • Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе.
  • Знать, какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день.
  • Уметь ответить на вопросы типа "Когда птицы улетают на юг?", "Когда холодно и идет  снег?", "В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?", "В какое время года листья желтеют и опадают?", "Когда мы собираем грибы и ягоды?" и т.д.
  • Прямой и обратный счет в пределах двадцати.
  • Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  • Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок        ребенок должен уметь выбрать те, которые чем-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или "на них ездят люди". Если предложен ряд из слов "туфли, сапоги, тапочки", то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово "обувь".
  • Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: "сыр, масло, пластилин, колбаса". Ребенок не только должен исключить лишнее слово "пластилин", но и объяснить, почему лишним является именно оно. "Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное - это еда. Ее едят".
  • Находить сходство и различия между предметами: Что общего между морковкой и картошкой? (Оба они овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т.д.). Чем они отличаются друг от друга? (Отличаются формой. Морковка длинная и треугольная, а картошка круглая или овальная. Отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая).
  • Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказывать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев ("На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик", "Дети обрадовались, что им построили горку" и т.д.)
  • Знать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
  • Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
  • Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  • Уметь отвечать на вопросы типа "Что бывает раньше - обед или ужин? Весна или лето?" "Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?", "У коровы детеныш - теленок. А у лошади?".
  • Знать 10-12 цветов.

Рекомендации родителям, будущих первоклассников.

На что обратить внимание в развитии речи.

  1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

  1. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

  1. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

  1. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, сковорода……

  1. Cостояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать:

  •  антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.),
  • синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.),
  • слова - действия,
  • слова - признаки.
  1. Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

  1. Обратите внимание на:
  • Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
  • Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
  • Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
  • Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
  • Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
  • Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).
  • Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика или «игры с язычком»

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Регулярное ее выполнение помогает: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость) - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить напряжённость артикуляционных органов ;

Слайд 4

правила выполнения артикуляционной гимнастики : Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Каждое движение выполняйте сидя перед большим зеркалом (взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним .) Упражнения проводите неторопливо, ритмично, четко. Продолжительность занятий – 3-5 минут . Упражнения проводите на эмоционально-положительном фоне, используя игровые приемы. Не забывайте хвалить ребенка за старание.

Слайд 5

Рот — домик, губы — двери. А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, Живет Веселый Язычок. Ох, и шустрый он мальчишка, И немножко шалунишка . Этот маленький дружок – Твой веселый язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя! Наша сказка – вам подсказка, Ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный Язычок Позабыв про лень.

Слайд 6

Улыбочка-трубочка Губы в улыбке, зубы спрятаны. Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Улыбайся народ, Потом губы – вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть!

Слайд 7

заборчик Ш ироко улыбнуться, показать сжатые зубы. Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд .

Слайд 8

лопаточка Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе . Язык широкий покажи И лопатку подержи.

Слайд 9

иголочка, змейка Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. Осторожно народ: Змея в пещере живёт. Кто её не хвалит, Того она ужалит.

Слайд 10

Наказать непослушный язычок Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя … Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Ох, устал наш язычок, Лег в кроватку на бочок: Пя-пя-пя-пя-пя-пя … Отдыхаем все, друзья!

Слайд 11

расческа Улыбнуться. Закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами- «причесывать»

Слайд 12

горочка Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх . Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!

Слайд 13

Вкусное варенье Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта . Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот ,облизывать придётся Будто нет других дел.

Слайд 14

чашечка Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.

Слайд 15

качели Рот широко открыт, язык высунут, совершает движения вверх – вниз А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт. .

Слайд 16

часики Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Маятник туда, сюда Делает вот так: «Раз – два»

Слайд 17

футбол Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

Слайд 18

Пароход, самолет Приоткрыть рот, улыбнуться, зажать кончик языка между зубами и длительно произносить звук Ы. Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы «Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы

Слайд 19

парус Широкий язык поднимается за верхние зубы и упирается в альвеолы.

Слайд 20

маляр Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала.

Слайд 21

лошадка Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и присасывая язык к нёбу, пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много , много в цирке лет, А ребятам всем – привет ! На лошадке, по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка – Цок , цок, цок, цок, цок. А с горы стрелой несется: Цок, цок, цок, цок, цок.

Слайд 22

грибок Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать). На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!



Предварительный просмотр:

Мастер класс для родителей

«Как обучаю детей звуковому анализу слов»

 Цель мастер – класса:

- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;

- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

Содержание

1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте.

2.Теоретическая часть:

- характеристика звуков.

3. Практическая часть:

- игры и упражнения.

- звуковой анализ слова.

4. Итог.

1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);  определение количества звуков в слове;  определение места звука в слове.

2. Теоретическая часть:

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».

 Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

3. Практическая часть:

Давайте с Вами поиграем.

1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик.

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.

2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).

Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.

3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).

4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове.

 Как проводится звуковой анализ слова?

 Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

Уважаемые родители, Вам нужно:

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

2. Охарактеризовать  звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д]

) - Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).

- Сколько гласных звуков в слове? (Один).

- Сколько согласных звуков в слове?  (Два).

4. Итог:

У кого какие вопросы, дорогие родители?

Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.


Список литературы:

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.

2.Миронова Н.М. «Планы – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

3.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 704 с.

4.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.

5.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником

Материал адресован родителям будущих первоклассников. В статье собраны советы и рекомендации в виде памяток по развитию правильной речи ребёнка, предупреждению недостатков речи и причины речевых наруш...

Ваш ребенок готовится стать школьником

Ваш ребенок готовится стать школьникомДля воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не и...

Консультация "Ваш ребенок готовится стать школьником?"

  Консультация предназначена родителям подготовительной к школе группы. В ней изложены основные критерии речевой готовности к школьному обучению и советы учителя-логопеда по созданию благо...

Доклад на родительское собрание. "Ваш ребенок готовится стать школьником".

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь ...

Родительский клуб «В гармонии с ребенком!» Семинар-практикум «Дошкольник готовится стать школьником»

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество...

Доклад на тему: «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА - ВОДОЛАЗ»: ИНИЦИИРУЕМ ЛЮБОПЫТСТВО РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

в  данном докладе описана реализация проекта о профессии родителя - водолаз.На мой взгляд метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синте...