Игры для развития речи детей 3 - 4 лет.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
я1. «Что бывает….? Какое бывает…?» Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…).. Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?" Или так: Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное? Что бывает синее? И так далее… Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов. 2. «Что сначала, что потом» Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа: -сначала чай наливают, потом пьют -сначала человек ложится спать, потом встает -сначала самолет взлетает, потом… -сначала птичка откладывает яичко, потом… Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему. Пальчиковые игры Срока белобока - эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. (Водя пальцем по ладошке малыша) Сорока-белобока, кашку варила детей кормила (трогая каждый пальчик в отдельности) Этому дала, этому дала.. А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца) Этот пальчик - в лес пошел Этот пальчик - гриб нашел Этот пальчик - леденец Этот пальчик - огурец Этот пальчик - много ест, оттого и молодец. Прогулка (начинаем большим и указательным по столу "шагая") Раз, два, три, четыре, пять, Мы пошли во двор гулять Тут увидели собаку, там увидели кота, А потом пришла корова - разбежались кто-куда. (Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок) Мы делили апельсин, Много нас, а он один, Эта долька - для ежа, Эта долька - для чижа, Эта долька - для крота, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура! Он сердит на нас - беда! Разбегайтесь, кто - куда! И т.д. | Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т.д. 3. «Что будет, если…» Еще одна устная игра. Вы задаете вопрос - ребенок отвечает. "Что будет, если я встану ногами в лужу?" "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями. 4.«Что можно делать с …? С чем можно делать… ?» Вы начинаете: "Мячик можно кидать, катать, ронять , отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает. Или: "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу… "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…". Или: Чай пьют, а печенье едят. На кровати лежат, а на стуле сидят. Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп…и так далее. Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете. 5.«Кто что делает?» . Начало может быть таким: "Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…." "Машина - едет, гудит, светит,…" "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…" Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: И лягушка, и зайчик - прыгают. И птица, и муха летают. И снег, и лед - тают. Или много предметов на одно действие: "Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …" "Едет - машина, поезд, велосипед, …" "Тает - мороженое, лед, …" Чистоговорки "да-да-да - в огороде лебеда", "ду-ду-ду - растут яблоки в саду", "ша-ша-ша - принесли домой ерша" "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту" "жа-жа-жа - есть иголки у ежа" "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи" "жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее. Скороговорки - Шла Саша по шоссе и сосала сушку. - Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку - цап. - Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет. - На дворе трава, на траве дрова. На дворе трава, на траве дрова. - Кукушка кукушонку купила капюшон , надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон. Составитель: Учитель – логопед Сотникова А.А. | 6. «Что где? Кто где?» Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры: Что есть у нас на кухне? Где у нас стоит телевизор? И т.д. Потом "отправиться" в путешествие. Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве и так далее… 7. «Что внутри?» Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, нора – лиса… 8. «Угадай, кто это?» Взрослый называет несколько слов, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь. Например: Серый, злой, зубастый, голодный. (волк) Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц) 9. «Больше, чем… Меньше, чем…» Взрослый ставит задачу: "Я буду называть слово, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал." Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее. Или наоборот. 10. «Один – много» Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. "Стол - столы, кот - коты, сы дом - …., рот - … и так далее". Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей , …" Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе. Консультационный центр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"
Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста «Весело играем – свою речь развиваем» 2021год.
Весело играем – свою речь развиваем....
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.) Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...