"Можно, нельзя, надо"
консультация
«Можно», «нельзя», «надо» — три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На их опираются родительские требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozhno_nelzya_nado.doc | 37 КБ |
zapovedi_semeynogo_vospitaniya.docx | 11.62 КБ |
test_kakoy_vy_roditel.docx | 13.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Можно», «нельзя», «надо»
Одна из матерей рассказала следующее:
— По соседству с нами живёт молодая семья, в ней растёт пятилетний сын Игорь. Когда мальчик приходит к нам, то дом сразу же наполняется криком и беготнёй. Самое удивительное, что мама спокойно наблюдает, как её сын в чужом доме всё переворачивает вверх дном.
Как-то посторонние люди заметили матери:
— Вы не боитесь, что сын дальше совсем перестанет вас слушаться? Ведь он совершенно не понимает слово «нельзя».
— А мы и не стараемся сковывать его свободу этим словом, — ответила она.
Неужели это правильно? И как бы в ответ на поставленный вопрос родители поделились опытом воспитания своих детей:
— У нас иной взгляд. Мы с мужем и с бабушкой приучили сына и дочь к слову «нельзя» чуть ли ни с пеленок. Ещё сидя на руках у взрослого, малыш усваивал: нельзя замахиваться на маму, дёргать её за волосы, лезть пальцем в глаза. А позже, когда он стал самостоятельно передвигаться по комнате и пытался взять бабушкины очки, вазу на туалетном столе или ещё что-то хрупкое, наше «нельзя» останавливало ребёнка.
Таким образом, это слово постепенно становилось для малыша руководством к действию:
«Чай очень горячий. Подожди, пить ещё нельзя — обожжешься. А вот теперь можно».
«Бабушка отдыхает, устала. Кричать, шуметь нельзя, а тихо играть — можно».
«Без разрешение брать папины инструменты нельзя, зато можно помочь убрать их в ящик».
«Животное — кошку, собаку мучить нельзя, но их можно погладить, покормить».
В общем, понятия «нельзя» и «можно» шли как бы параллельно, а это значит, что детскую активность, которая могла бы проявиться в недозволенном, переключали на действия положительные.
— Конечно, всё это требовало от нас большого терпения, — продолжает мать, — зато чуть позже оно окупилось сторицей: мы видели, что наши малыши, подрастая, начинают уже самостоятельно решать, что нельзя, а что можно.
Но родительское слово всегда способно остановить их. Как видите, в этой семье дети растут активными, от них не приходилось ничего прятать, ведь с самого раннего возраста их приучали различать два очень важных в воспитательном отношении понятия — «нельзя» и «можно».
Зато в доме, где растёт Игорь, до сих пор прячут от него вещи, чтобы не испортил, не разбил, не порвал. Но, увы, разве возможно в доме все спрятать от ребёнка?! И все же родители пятилетнего мальчика считают, что к нему пока ещё невозможно предъявлять какие-либо требования, «потому что он ещё мал».
Подобное мнение разделяют и некоторые другие родители, считая, что «это значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке — проявление положительное, так как он выражает волевые усилия», «совсем не обязательно, чтобы сын или дочь слушались, а то вырастут безынициативными».
Правы ли сторонники подобной воспитательской позиции?
Напомним, что говорил об этом А.С. Макаренко: «Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет».
В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремление к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах — в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках.
Родители по своему опыту знают, что воспитание ребёнка, в котором не сформирована готовность к сознательному выполнению их требований, всегда дело трудное.
— Говоришь, напоминаешь, требуешь, а он — будто его это и не касается, и непременно настоит на своём. Часто не в силах уговорить его, настоять, и… уступаем, — сокрушаются иные мамы и папы, пасуя перед детским упрямством. Но тут, же утешают себя, упрямый — значит волевой. Это не плохо.
Оправданно ли такое мнение? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «упрямство» и «воля»?
Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются такие ценные психологические свойства, как воля, настойчивость, — глубокое заблуждение. Детское упрямство — признак слабой воли, неумение преодолеть своё желание, мобилизовать себя на выполнение требуемого. Упрямство присуще избалованным детям, не приученным к дисциплине, не умеющим считаться с родительским словом. В этой связи Е.А. Аркин, известный врач и педагог, указывал: » В случаях упрямства педагог должен иметь в виду, что корень упрямства лежит очень часто не в ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых».
Упрямство и настойчивость не одно и то же. Упрямство — проявление отрицательной чёрточки в характере, и её следует искоренять, иначе она может перерасти в негативизм — крайнюю степень упрямства, когда ребёнок сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда направлен в адрес тех, кто балует ребёнка.
Будет ли у ребёнка своевременно формироваться готовность выполнять родительское требование или его поведение станет трудноуправляемым, всегда зависит от нас с вами, от всей системы воспитания, от нашего умения воздействовать на ребёнка так, чтобы не подавлять его активность, а направлять её в нужное русло. Вот почему считать, что предоставлять ребёнку свободу действий, не запрещать и ни в чём не отказывать — значить растить личность с сильным характером, а требовать от него послушания, умения отказываться от своего желания — значит формировать безволие, пассивность, — глубокое заблуждение!
Бесспорно, дети должны слушаться родителей. Нас может удовлетворить не слепое, а сознательное послушание, в основе которого лежат нравственные мотивы. Вот почему наша задача — учить ребёнка с самих ранних лет осознанно относиться к своим поступкам, оценивая их посильными для него нравственными понятиями: это — хорошо (значит можно), это — плохо (значит нельзя).
«Можно», «нельзя», «надо» — три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На их опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, — именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Только тогда у ребёнка не возникает сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого — растерянности в выборе подхода к нему.
Если ребёнок не знает ограничений, если в семье все подчинено его интересам, то, хотят родители или не хотят, они невольно растят эгоиста. А эгоист, как известно, всегда идёт на поводу собственного «я», до других ему и дела нет! Попробуйте такому ребёнку в чём-то отказать, чего-то не разрешить, и он ответит вам бурей капризов, упрямством, а то и упадёт на пол, катаясь в истерике. А уж против этого безоружны многие родители, они непременно уступят — это хорошо знает избалованный ребёнок.
За одной уступкой следует другая… А тем временем бразды правления перешли в руки малыша: взрослые не замечают, что постепенно подстраиваются под его властное «хочу — не хочу», не подозревая, что потворствуют рождению маленького тирана и, в общем-то, портят характер растущему человеку.
Будет ли ребёнок приобретать положительный опыт поведения, зависит от позиции, занимаемой им в семейном коллективе. Сдержанность, умение вести себя нравственно формируются с малых лет. Ребёнок, не приученный к этому в детстве, с трудом приобретает нужные качества в более поздние годы.
…Вы и ваш ребёнок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним основаны на разумной требовательности, такой требовательности, которая не подавляет, а направляет, не отстаёт от развития ребёнка, а зовет вверх? Присмотритесь, каким растёт ваш сын или дочь, и одновременно обратите взгляд на себя как на воспитателя собственных детей. Как часто вы идёте на уступки ребёнку? Как часто он отказывается выполнять ваши распоряжения? Усвоил он лишь удобное и приятное для себя понятие «можно» или и другие, требующие от него волевого напряжения — «нельзя» и «надо»?
С уважением, педагог-психолог Белоусова Е.С.
Предварительный просмотр:
Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского
Не унижай.
Не угрожай.
Не вымогай обещания.
Не морализируй.
Не лишай ребенка возможности быть самим собой.
Не навреди.
Не бойся признать свою ошибку.
Начинай воспитание с себя.
Верь в своего ребенка.
Помоги ребенку поверить в себя.
Советы Д. Карнеги
Девять правил, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования.
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
3. Прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
10.Ребенок - это самое ценное в нашей жизни. Берегите детство – оно уходит безвозвратно и от нас зависит каким оно будет.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Какой Вы родитель?»
Уважаемые мамы и папы!
Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми:
№ | Вопросы | Баллы |
1 | Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2 | Посоветуй мне, пожалуйста. | 1 |
3 | Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 |
4 | И в кого ты такой уродился?! | 2 |
5 | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6 | Ну на кого ты похож (а)? | 2 |
7 | Я в твои годы!.. | 2 |
8 | Ты моя опора и помощник(ца). | 1 |
9 | Ну что за друзья у тебя? | 2 |
10 | О чем ты только думаешь?! | 2 |
11 | Какой (какой) ты у меня умница! | 1 |
12 | А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13 | У всех дети, как дети, а ты…. | 2 |
14 | Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)! | 1 |
Оценка результатов.
Подсчитайте общее количество баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Можно, нельзя, надо».
«Можно, нельзя, надо»....
«Можно, нельзя, надо».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо».
Консультация для родителей«Можно, нельзя, надо»....
Консультация для родителей По теме: «Можно. Нельзя. Надо…»
laquo;Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано....
«Можно, нельзя, надо».
Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые усилия»,...
«Можно, нельзя, надо»
У каждого родителя свои методы и правила воспитания. И ни странно, каждого из нас воспитывали по-разному, у кого-то «родители-друзья», у других «родители-диктаторы» и т.д. Теор...
консультация "Можно,нельзя,надо"
Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности....