«Создание условий для развития сенсорных способностей детей. Чем может заняться дома малыш».
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Создание условий для развития сенсорных способностей детей. Чем может заняться дома малыш».
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В2- 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте - обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Какие игрушки нам могут в этом помочь:
Яркий и увлекательный детский столик создан на основе базовых принципов любого развивающего материала. За ним малышу будет интересно учиться различать цвета, формы, осваивать счет и пространственные отношения. Во время занятий хорошо разовьется мелкая моторика ребенка, зрительно-моторная координация и усидчивость. А самым маленьким столик поможет в развитии речевых навыков и разных видов...
Четыре подружки - черепашки отличаются количеством штырьков 1-2-3-4, на которые надо надеть подходящий панцирь. Игрушка простая, но для маленького ребенка увлекательная. У черепашек снимаются панцири, и, чтобы вернуть их на место, малышу нужно будет заметить, что количество штырьков, на которые эти панцири надеваются у каждой черепашки разное, равно как количество (от одного до четырех) и...
Эта удивительная игрушка наверняка очень понравится Вашему малышу, и он подружится с дружной семейкой медведей. 4 забавных медвежонка разных размеров и в разных одеждах помогут не просто закрепить знания малыша о предметах одежды и их назначении. Но и в увлекательной игровой форме научат малыша подбирать части к целому, составлять целостный образ, соотносить отдельные детали по форме и...
Эта игрушка поможет в формирование сенсорных эталонов величины: познакомить с понятиями величины «самый большой», «большой», «средний», «маленький», «самый маленький»; научить сравнивать элементы по величине, называть результат сравнения («больше», «меньше») и выстраивать их по величине в убывающем и...
Это развивающее пособие сделано на основе идей М. Монтессори. Деревянная игрушка состоит из нескольких вложенных друг в друга кубов, разных по величине. На грани куба нанесены разные рисунки – корова, курочка, конь, овечка, а так же цифры от 1 до 10. Задача проста – вынуть кубы друг из друга и сложить снова. Поскольку больший куб не войдет в меньший, ребенку будет легко играть
Эта удивительная игрушка предназначена для развития мелкой моторики малыша, подвижности его ручки, а также для формирования цветоощущения и воображения. Игрушка уникальна тем, что кроме перечисленных свойств малыш ещё формирует представление о движении и перемещении предметов. Лабиринт «Домик» представляет собой плоскую деревянную основу на колесиках с каркасом дома...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума »
Справка по итогам тематической проверки«Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума ...
Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»
Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...
«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора».
Самоанализ опыта работы...
Изобразительная деятельность в создании условий для развития творческих способностей детей
Изобразительная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое впечатление об о...
Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...
Презентация Создание условий для развития творческих способностей детей
В презентации представлен материал по творческо-игровому проекту по сказке "Снегурочка"....
Создание условий для развития театральных способностей детей младшего дошкольного возраста
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры....