Что необходимо знать об аутизме родителям
консультация
Аутизм - особый вариант психического развития, для которого характерна чрезмерная погруженность в себя (замкнутость, граничащая с невозможностью общения) и отгороженность от внешнего мира, включая людей, что практически нет контакта с другими. Происхождение этого расстройства до настоящего времени является предметом многих медицинских дискуссий. И если споры о причинах аутизма продолжаются, то угроза его распространения не вызывает сомнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm_kons.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Что необходимо знать об аутизме родителям
Аутизм - особый вариант психического развития, для которого характерна чрезмерная погруженность в себя (замкнутость, граничащая с невозможностью общения) и отгороженность от внешнего мира, включая людей, что практически нет контакта с другими. Происхождение этого расстройства до настоящего времени является предметом многих медицинских дискуссий. И если споры причинах аутизма продолжаются, то угроза его распространения не вызывает сомнений. Шесть десятилетий назад аутизм был довольно редким явлениям (несколько детей на 10 000), а в наши дни в среднем уже 1 ребенку из 200 выставляется такой диагноз. В течение последнего десятилетия распространение аутизма возросло в 10 раз и эта тенденция сохраняется. Специалисты высказывают мнение, что корень зла в экологической катастрофе, другие отрицательно относятся к массовой вакцинации детей, способствующей, по их мнению, различным нарушениям. Всего лишь десять лет назад аутизм, бесспорно, считался неизлечимым, в настоящее время есть единичные истории успешного развития. Однако за такими историями стоят воистину титанические усилия родителей и врачей. Часто определяющим фактором является своевременная диагностика (чем раньше замечены отклонения, тем большая вероятность благополучной адаптации в обществе). При детском аутизме ребенок слишком обостренно реагирует на некоторые явления окружающего его мира и практически не замечает иные события. И, конечно, главные симптомы аутизма - погруженность в собственный внутренний мир, нарушение контактов с близкими и эмоциональная холодность. Ребенок с такой психикой слишком раним и незащищен, контакты с внешним миром для него чрезвычайно эмоциональны, оказывают стрессовое воздействие. Поэтому с первых дней своей жизни аутичный ребенок ограждает себя от впечатлений, особенно сильных, замкнут и неконтактен, даже со своими родителями. По мнению ряда специалистов, аутизм в полной мере не может быть назван ни болезнью, ни какой бы то ни было неполноценностью. Описано много случаев, когда аутичные дети отличались незаурядными умом, талантом, проявляли творческие способности к живописи, музыке, поэзии, математике и т. д. Известно, что самые сложные дети способны к адаптации в тех случаях, когда меры по излечению приняты при начальных признаках аутизма. Определить первые признаки аутизма можно, опираясь на знание основных этапов психического развития младенческого возраста. Дети, впоследствии получившие диагноз «аутизм» в раннем возрасте не фиксировали взгляд на лицах. Это явление можно отличить от нарушений зрения, так как лампа или, например, окно привлекают к себе внимание ребенка, но на лица он старается не смотреть. Причина такого поведения в том, что аутичному ребенку тяжело выдерживать чужой взгляд, для него это огромное напряжение. Вот лишь некоторые из признаков раннего детского аутизма. Ребенок...
- не может говорить или соотнести слово с объектом. - избегает смотреть в глаза даже собственной маме. - боится незнакомых или не делает разницы между своими и чужими. - имеет странные привычки, которые занимают его часами. - играет в странные повторяющиеся игры. - не реагирует на простейшие просьбы. - не подражает взрослым, например, не подносит телефон к уху. - не показывает пальцем на то, что ему нужно, а просто плачет. - не обращается за помощью, будто все знает сам. - кубики раскладывает в ряд, а не строит из них пирамидку. - отличается большой избирательностью в еде. - не любит, когда его ласкают.
На сегодня принято выделять четыре степени заболевания. Самая тяжелая, к счастью, не очень распространена. Она характеризуется тем, что человек абсолютно неприспособлен к жизни в социуме и слабо поддается коррекции.
Общая характеристика | РЕЧЬ | ПОВЕДЕНИЕ | СТЕРЕОТИПЫ |
Полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма является самой тяжелой | Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание | Не реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляют испуга, даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют целенаправленного взгляда. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессии | Стереотипы выражаются в монотонности полевого поведения. Эти дети могут часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окном |
Следующая степень подразумевает возможность установления с человеком определенного контакта, возможность заинтересовать его.
Общая характеристика | РЕЧЬ | ПОВЕДЕНИЕ | СТЕРЕОТИПЫ |
Активное отвержение происходящег | Характерны эхолалии. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем | Аутизм проявляется как неприятие мира, если последний не укладывается в понимание ребенка. Моторно дети очень неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное, наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение. | Проявляют явные предпочтения в еде. Например, едят только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком маленького размера — отказываются от еды. Прогулка должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определенного цвета. Данные дети могут существовать только в узких рамках расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает панический страх. |
Две последующие стадии характеризуются различной степенью адаптации человека в социуме и коррекции поведения.
Общая характеристика | РЕЧЬ | ПОВЕДЕНИЕ | СТЕРЕОТИПЫ |
Погружение в аутистические интересы | Много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. Речь отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. В разговоре смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общению | «Книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по определенной теме, часто поражают своей неорганизованностью в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулирующей | Дети производят впечатление захваченности определенными действиями. Они могут годами говорить на волнующую тему или рисовать излюбленных животных. В отличие от детей второй группы, не столько склонны к сохранению постоянства в окружающей обстановке, сколько в желании отстоять стереотипность собственного поведения |
Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком | Речь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ | На первый план выходит ранимость, беззащитность детей. В отличие от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям. Данная сверхзависимость от взрослого выражается в безмолвном вопросе ребенка: «Что вы считаете правильным?» или «Какого ответа вы ждете от меня?» | В стереотипах, как средствах защиты, на первое место выходит «правильность». Словчить, схитрить, обмануть для них неприемлемо. Дети делают все так, как учили взрослые, отчего зачастую выглядят туповатыми |
Диагностирование аутизма может быть достаточно трудным, так как не существует никаких анализов, чтобы выявить этот диагноз. Врачи могут поставить диагноз, лишь наблюдая за ребенком и за его развитием, а первоначально увидеть «необычность» поведения малыша способны только родители. Поэтому родителям необходимо сообщить врачу, если они заметили отставание в развитии у малыша. Исследование показывают, что специальные занятия могут значительно улучшить развитие ребенка, помогают детям от рождения до 3 лет изучать и приобретать важные навыки. Необходимо помнить, что посещение ребенком детских учреждений во всем мире считается необходимым условием его успешной адаптации.
Интересные факты:
- 10% аутистов (по американской статистике, у нас ее и вовсе нет) обладают выдающимися способностями - по сравнению с 1% среди обычных людей.
- Около 80% аутистов страдают задержками умственного развития. При этом у них часто бывает IQ гениев.
- Мальчиков среди аутистов в 4 раза больше, чем девочек.
- Люди с аутическим мышлением часто отличаются астеническим телосложением.
- Аутисты обладают большими способностями к программированию; часто они видят в компьютере близкое существо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Что должны знать и уметь родители".
Что должны знать и уметь родители....
Консультация для родителей "Что нужно знать об Аутизме"
2 апреля всемирный день, посвященный проблеме детей с аустистическими растройствами(РАС)...
Памятка для родителей. Что должны знать и уметь родители:
Что должны знать и уметь родители....
Буклет «ЧТО НАДО ЗНАТЬ ПРО АУТИЗМ»
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами. Ядром симптоматики является нарушение социального взаимодействия. При...
Буклет "Что надо знать про аутизм?"
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами. Ядром симптоматики является нарушение социального взаимодействия....
памятка для родителей "Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением домашнего задания"
памятка актуальна учителям-логопедам, работающим в ДОУ...