Сюжетно-ролевые игры в раннем возрасте.
консультация (младшая группа)

Абросимова Ирина Владимировна

Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в ней ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_syuzhetno_rolevye_igry_v_rannem_vozraste.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование сюжетной игры у детей раннего возраста»

Воспитатель Абросимва И.В

                   Развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её усвоение в период раннего возраста. Дети 1,5 – 3 лет овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами.

                   Условное действие всегда включает в себя два плана – это то, что делает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет.

                   Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в разных по типу условных действиях. Например, ребенок в игре кормит куклу. Он может осуществлять условное действие кормления посредством игрушечной ложки (копии). Ребенок может кормить куклу палочкой (предметом заменителем). И может лишь осуществлять движения, напоминающие кормление ложкой (воображаемым предметом).

                   Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заменителем и воображаемым предметом, связывать два, три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером – взрослым, а затем сверстником.

                   Более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком, где взрослый выступает для ребенка одновременно как партнер и носитель способа игровой деятельности.

                   Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в ней ребенка:

  1. Привлекать к осуществлению необходимого по замыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать продолжению, дополнению  по смыслу игрового действия партнера – взрослого.
  2. Привлекать к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами.
  3. Ориентировать на продолжение, дополнение игрового действия партнера – сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

                   Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них условии, воспитатель может уделить время для игры с одним ребенком или парой детей, преследуя цель формирования у них  игровых умений. Например, усаживает за игрушечный стол куклу размером не менее 50 см, ставит перед ней игрушечную тарелку, ложку и обращается к детям: «Вы играете, и я поиграю с куклой. Вот здесь в тарелке каша: «Кушай дочка! – берет ложку и несколько раз подносит её ко рту куклы. «Ешь, открывай рот! Вот какая у меня хорошая дочка, ест кашу!» это не специально организованная игра – занятие. Дети должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам.

                   По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками педагог переходит к игре, включающей уже не одну, а две сюжетные ситуации, связанные друг с другом: варит кашу на игрушечной плите и кормит ею кукол; кормит кукол и укладывает их спать; купает кукол и укладывает их спать и т.д.

                   После того, как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, воспитатель переходит к формированию игрового действия с предметом – заместителем.

                   При введении в игру предметов – заместителей взрослый должен не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно указывать на условное значение предметов, смысл производимого с ними действия.

                   В дальнейших совместных играх следует расширять круг действий с предметами – заместителями: придавать одному и тому же предмету различное условное значение, вводить разные предметы – заместители для выполнения одного и того же по смыслу игрового действия. Предмет - заместитель должен сочетаться с сюжетной игрушкой.

                   По мере работы с детьми педагог должен переходить к более гибкой организации предметно – игровой среды, предоставляя самим малышам возможность дополнять её необходимыми игрушками.

                   Задача воспитателя – продумать, какие игрушки заменить аналогичными, какие на время убрать из поля зрения детей, чтобы у них возникла необходимость самостоятельного подходящего предмета взамен недостающего.

                   Если воспитатель замечает, что кто-то из детей обнаруживает «пристрастие» к какой- то одной игрушке, он подключается к его деятельности, затеяв как бы параллельную игру: ребенок манипулирует предметом, а взрослый через рассказ приписывает его действиям сюжетный смысл.

                   В игре воспитателя с детьми сначала используются игрушки, затем к ним добавляются предметы – заместители, но какой- то элемент игровой ситуации всегда является воображаемым (каша, вода). К 2 годам, когда ребенок усваивает действия «понарошку», нужно включать в игру, наряду с предметами – заместителями, и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (причесывание расческой, которой нет). Овладение действиями с сюжетными игрушками, предметами – заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение в несложную игровую ситуацию свидетельствует о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.

                   Если дети третьего года жизни в самостоятельной игре развертывают цепочку из двух трех действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы  - заместители, называя действия с ними, могут с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника, это говорит о том, что самые простые игровые умения у них сформированы.

                   Ежедневно педагог может охватывать формирующим воздействием сразу несколько малышей: совместная игра с 1 – 2 детьми, игра с подгруппой детей. По времени это должно занимать не более 7 – 10 мин. Педагог распределяет нагрузку по своему усмотрению, используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей.

                   Таким образом, руководство сюжетной игрой детей раннего возраста должно осуществляться в совместной игре воспитателя с малышом, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями и взаимодействовать друг с другом.

Источник:  

1.Программа «От рождения до школы»

2.Дошкольное воспитание № 5 1996 год, «Овладение игровыми умениями в раннем возрасте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для группы раннего возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для группы раннего возраста...

Картотека проведения сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста

В картотеке собраны сюжетно-ролевые игры для детей первой младшей группы....

Картотека сюжетно- ролевых игр с детьми раннего возраста в доу

Автором представлено картотека сюжетно- ролевых игр с детьми 2-3 лет в доу....

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста

Картотека примерных сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста....