Консультации для родителей
консультация
Предварительный просмотр:
Прогулки в природу.
Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Консультация
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни – их, как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки… В любом случае прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе, в парке, в лесу, на поляне, возле реки, озера, моря.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к тяжелой самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывая уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных условиях – это сфера эстетичных чувств, эстетического воспитания ребенка.
Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.
Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать малыша к тайнам природы. Прежде всего, следует обратить внимание ребенка на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказывать про него, пояснить, сообщать.
Взрослый не должен спешить с пояснениями, а должен дать возможность понаблюдать за природным явлением, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка – предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет больше влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации.
В любом возрасте можно привлекать внимание детей к явлениям и объектам неживой природы. Все малыши играют в песочницы: делают куличики, насыпают горки. Взрослый подсказывает: хорошие «пирожки» получаются из влажного песка, потому что он лепиться, сохраняет форму красивых формочек, прилипает к совку. Из сухого песка куличики не получаются, рассыпаются: сухой песок – сыпучий. Зато им можно «рисовать»: набрать песка в мягкий полиэтиленовый флакон из-под шампуня, в пробке которого имеется небольшое отверстие, перевернуть вниз и струей песка создавать рисунок.
Старшие дошкольники с удовольствие сооружают из песка интересные постройки. Как правило, строительные игры разворачиваются летом на пляже или у водоема, где есть хороший песок и вода, задача взрослого – помочь ребенку сделать игру интересной, содержательной. Малыш вникает в замыслы, подсказывает сюжет игры, показывает новые приемы работы с песком, предлагает использовать дополнительный материал. При этом взрослый обращает внимание ребенка на различные свойства песка: он легко пропускает сквозь себя воду, во влажном состоянии сохраняет приданную ему форму; предлагает взять с собой немного песка, чтобы рассмотреть под лупой.
Дома объясните ребенку, что песок образовался от трения больших камней друг о друга, все песчинки неровные, имеют разную форму, окраску, некоторые блестят. Если ребенок проявит интерес, расскажите ему, как песок используют в строительстве, для изготовления стекла, покажите на глобусе или карте песчаные пустыни, расскажите, как там растут растения, какие живут животные, как они приспособлены к жизни в трудных условиях.
Не меньший интерес вызывают у детей камни – дети любят их собирать, носить в карманах, хранить. Заметив интерес ребенка, обратите его внимание на свойство камней – твердость, окраску, неровную поверхность, покажите маленькие и большие камни. Объясните ребенку, почему морские камни, в отличие от речных, ровные, круглые, гладкие.
Старшим дошкольникам во время прогулки можно показать куски угля, мела, продемонстрировать, как интересно ими рисовать на асфальте, а затем рассказать, что это тоже камни, но они хрупкие – легко ломаются.
В летнее время, если представиться возможность, покажите ребенку природную глину – какой твердой она бывает без воды и какой пластичной становится во влажном состоянии. Из нее можно вылепить разные фигурки. Если представиться возможность, понаблюдайте вместе с ребенком за гнездами ласточек, расскажите ему, как птица лепит их из глины.
Вода знакома ребенку с самого рождения, поэтому игры с ней вызывают интерес в любом возрасте. Тазик с водой на дачном участке поможет малышу понять, что вода прозрачная, она льется, плещется, ее можно черпать стаканчиками, переливать в разные емкости – она принимает любую форму. Вода интересна в разных естественных состояниях. Понаблюдайте вместе с ребенком, как течет ручей, пробивая себе дорогу среди камней или снега. Ребенку будем не скучно в дождливую погоду, если он послушает, как дождь стучит по подоконнику или крыше, посмотрит, как по стеклу льются струйки воды.
С детьми можно рассматривать иней на ветках, снежинки на рукавичках, причудливые сосульки, свисающие с крыш, зимние узоры замерзшего окна. Во всех случаях сначала дайте ребенку возможность понаблюдать за явлениями, а потом объясните его.
Вода – это среда обитания многих животных, все они хорошо приспособлены к жизни в ней. Рыбы неслучайно похожи друг на друга: у них гладкое обтекаемое удлиненное тело, заостренная голова, плавники, чешуя, расположенная, как черепица на крыше, - все это помогает им легко и быстро плавать в толще воды.
Не менее интересными могут быть наблюдения за воздухом – невидимый и почти не ощущаемый он совсем непонятен ребенку. Прежде всего, можно наблюдать за предметами, которые колышет ветер, и определять: с какой стороны он дует, сильный или слабый, холодный или теплый. Ребенку интересно наблюдать за игрушкой-ветрячком, которую можно легко смастерить. Воздух легко можно обнаружить разными способами: помахивая бумажным веером возле лица, бросая разные предметы в банку с водой и наблюдая, как при этом поднимаются пузырьки воздуха. Можно показать малышу стакан со свежей водой из-под крана: его стенки покроются маленькими пузырьками воздуха, который выделяется из воды.
Ребенку будет интересно узнать, что воздух обладает плотностью и упругостью. Для этого следует обратить внимание детей на то, как надувают воздушные шары. Еще интереснее надувать бумажные и целлофановые пакеты, сжимать их и чувствовать упругость воздуха. Большую радость доставляют ребенку мыльные пузыри – игра с мыльной пеной может стать не только развлечением, но и познанием свойств воздуха.
Со старшими дошкольниками интересно наблюдать полеты по воздуху бумажных змеев, птиц, самолетов, парашютов. Объясните ребенку принцип полета: именно плотность воздуха позволяет опираться и отталкиваться от него. Во всех случаях у летающего объекта имеется большая поверхность, которая препятствует его быстрому падению, распластавшись по воздуху. Ребенку можно подсказать интересные игры-опыты. Например, можно сделать из газеты двух голубей, запускать и наблюдать их полет. Из обычного носового платка можно сделать парашют для маленького человечка и наблюдать, как он приземляется.
В любое время года с ребенком можно наблюдать явление светотени. В солнечные дни луч света можно пускать маленьким зеркальцем. Старшему дошкольнику поясните, что луч света всегда прямой; встречая на своем пути зеркало, он отражается от него по прямой линии – именно поэтому на теневой стороне предметов получаются «зайчики». А вот если лучи солнца встречают на своем пути непрозрачные и неблестящие предметы, то они никуда не отражаются, от предмета образуют тень.
Во время вечерних прогулок с ребенком можно наблюдать закаты солнца: причудливую форму облаков, их необычную окраску, золотистую кромку, пробивающиеся сквозь них лучи.
Во время вечерней прогулки можно наблюдать ночное небо, Луну и звезды.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
Рекомендации
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
Подводная лодка №1.
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Подводная лодка №2.
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0, 5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Как добыть воду для питья?
Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску, и посмотрите: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.
Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.
Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Умывальников начальник.
Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.
Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран "своего умывальника.
Куда делись чернила?
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
Делаем облако
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2, 5 см.) . Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Рукам своим не верю
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?
Всасывание воды
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
Своды и тоннели
Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
Всем поровну
Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.
Паинька и ванька-встанька.
Послушное и непослушное яйцо
Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.
Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.
Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.
Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку, нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.
Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.
Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.
Вареное или сырое?
Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.
Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
Стой, руки вверх!
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот "и бутылочку подбросит вверх.
Волшебные зеркала или 1? 3? 5?
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.
Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.
Как оттереть зеленую от травы коленку?
Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню, но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться "солнечной энергией.
Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.
Куда делся запах?
Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.
Что такое упругость?
Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.
Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?
Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.
А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: «Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий».
Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.
Понятие об электрических зарядах
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.
Танцующая фольга
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?
Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.
Пустите волчок "танцевать "на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".
Секретное письмо
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса
Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.
Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.
Вдвоем веселее
Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.
А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.
Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?
Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?
Необычное рисование
Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой) .
Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.
Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные «краски», натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!
Получился прекрасный подарок маме и бабушке.
Природа в познавательном и эстетическом
развитии детей
Памятка
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цветов, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребёнка. Но малыш много не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностно. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь.
В сложном познании мира природе велика роль взрослого, он должен сам видеть и слышать природу и учить этому ребёнка.
Задача родителей – помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира.
Ребёнок, как доказали учёные, уже в самом раннем детстве копирует эмоции, поступки близких. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, нежным цветком и т.п. ребёнок, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
Дайте возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
Поговорите с объектом живой природы «с берёзкой, травкой, ёлочкой», наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как берёзка гладит тебя своими веточками, она шепчет: спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
Отождествляйте природный объект с человеком, ласково обращайтесь к нему: травушка-муравушка, берёзонька-красавица и т.п.
Вводите элементы игры, побуждая малыша к игровому воздействию с природными объектами (покажи, как качаются берёзки, какой ёлочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.)
В присутствии малыша не допускайте неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждайте их действия словами: «это некрасиво», «так нельзя делать» и т.п.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в объектах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху, и т.д.
Экологическое воспитание детей в семье
Круглый стол
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
Природа в жизни дошкольников
Выступление на родительском собрании
Полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.
Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать малыша к тайнам природы. Прежде всего, следует обратить внимание ребенка на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказывать про него, пояснить, сообщать.
Взрослый не должен спешить с пояснениями, а должен дать возможность понаблюдать за природным явлением, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка – предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним.
Осенние прогулки позволяют наблюдать с ребенком красивые разноцветные листья на деревьях и кустарниках, их яркий ковер на зеленой траве, листопад во время ветра. По опавшим листьям можно ходить, слушать их шуршание. Еще интереснее собирать и рассматривать листья: багряные, ярко-желтые, интересно их сравнивать. Можно собрать букет листьев, прогладить их горячим утюгом и поставить в вазу. Можно положить листья между страницами книги и засушить, чтобы потом сделать гербарий или панно.
Во время прогулки взрослый может поиграть с ребенком в подвижную игру на распознавание деревьев и кустарников, например, взрослый показывает лист и говорит: «Раз, два, три – под это дерево беги!», или: «Раз, два, три – куст с такими листьями найди!»
Интересно наблюдать за насекомыми – порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелем, снующими муравьями. Как только похолодает и насекомые исчезнут, не забудьте предложить ребенку поискать жуков, комаров, мух. Поясните ему, что насекомые активны, когда очень тепло: они летают, ползают, ищут себе пищу, откладывают яички, чтобы вырастить потомство. С наступлением холода все они исчезают – прячутся в опавшие листья, под кору и в трещины деревьев. Именно поэтому улетают в теплые края насекомоядные птицы (скворцы, грачи, соловьи, дрозды, дикие гуси, журавли и др.), на зиму остаются лишь те птицы, которые могут питаться различной пищи.
Если вы взяли ребенка в поход за грибами, покажите ему, где и как они растут, скажите, как они называются, чем различаются съедобные и несъедобные грибы.
Следует обратить внимание ребенка к многочисленным паутинкам, которых много в лесу. Рассмотрите вместе и красивое плетение на кустах и объясните, что паук – хищник, он плетет паутину, чтобы в ней запутались мухи, мошки, комары, которыми он питается. На брюшке у паука железа, из которой он тянет тонкую нить: совьет паутину и спрячется, ждет, когда она затрясется (паук соединен с паутиной одной нитью). Это означает, что кто-то попался, можно выходить и расправляться с жертвой. В воздухе тоже летают многочисленные паутинки – это молодые паучки расселяются по округе, чтобы не мешать друг другу.
Зимние прогулки с ребенком также можно использовать для воспитания в нем интереса к природе. Снежный покров земли дает много поводов для наблюдений и разговоров: на нем бывает очень много разных следов. В городе следы оставляют санки, коляски, автомобили, прохожие рассматривая их, взрослый задает малышу вопросы: кто прошел – взрослый или ребенок? Мужчина или женщина? В каком направлении шел человек? Какая машина проехала легковая или грузовая? Это развивает наблюдательность ребенка, побуждает его обращать внимание на мало заметные явления.
В городе немало следов животных. Кошки и собаки оставляют различные отпечатки: от кошачьих лапок остаются аккуратные, близко поставленные друг к другу ямки. Собачий след более размашистый, в нем могут быть заметны пальцы, когти.
Многочисленны следы птиц. По ним можно определить многое: кто топтался, что делал, что клевал, одна или несколько птиц были на этом месте. По следам от крыльев и хвоста можно определить, где взлетали, а где садились птицы.
Гуляя в лесу, взрослый обращает внимание на красоту зимнего пейзажа: на опушенные снегом или инеем деревья и кустарники, на темно-зеленые ели, на сверканье снега на солнце. Красота зимнего пейзажа леса пробуждает эстетические чувства ребенка.
Обратите внимание детей на то, что снег в лесу распределяется неровно: под кронами деревьев его не так много, так как он задерживается на ветвях. Поэтому зайцы и птицы здесь могут докопаться до травянистых растений, полакомиться ягодами брусники, веточками и почками черники.
Весенние прогулки всегда сопровождаются очарованием вида возобновляющейся жизни. Капель с крыш, сосульки, потемнение и уплотнение снега, набухание почек на деревьях и кустах, первые проталины – все может спровоцировать вопросы ребенка, если взрослый обратит внимание на эти явления. Именно весной следует начинать развивать в ребенке навыки бережного, гуманного отношения ко всему живому – все молодое хрупко, ранимо, не выносит грубого обращения.
Любые размышления и высказывания ребенка побуждают его умственное развитие. Взрослый поясняет ему: всем растениям для жизни нужны тепло, свет, питательная почва, вода, воздух. Зимой некоторых из этих условий у растений нет, поэтому они «спят». Весной они пробуждаются, так как увеличивается день – становится много света, солнце греет все сильнее и сильнее, тает снег и лед – появляется вода.
Гуляя с ребенком по лесу, учите его всматриваться, не топтать маленьких живых существ, не рвать цветы; учите наблюдать и наслаждаться проявлениями жизни в самой разной форме.
Шумное чириканье воробьев означает, что действительно наступила весна. Наблюдения за весенним поведением птиц – интереснейшее занятие. Птицы разбиваются на пары и выбирают место для гнездования. Воробьи устраивают гнезда в каких-нибудь щелях, под крышами. Строение воробья трудно даже назвать гнездом, потому что это – несколько слабо скрепленных веточек, травинок. Наблюдения за птицами продолжаются всю весну. Проще всего наблюдать за воробьями: семья стайкой кочует по газонам, садиться на кустарники, взлетает на нижние ветки деревьев. При этом, если ребенок ведет себя спокойно, можно увидеть, как птенцы попрошайничают – широко раскрывают клювы; как воробьиха то одному, то другому кладет найденные зернышки.
Летние прогулки, где бы они ни проходили, могут быть насыщенными и содержательными. В начале лета многие растения дают летающие семена – рассмотрите их вместе с ребенком, понаблюдайте за их полетом.
Чуть подросшие птенцы самых разных птиц могут выпадать из гнезд. Это случается как в городе, так и в лесу. Взрослые должны помнить, что трогать таких птенцов, даже из лучших побуждений, не следует. Выкормить птенца в домашних условиях практически не возможно, поэтому и брать его не следует.
Летом бурно живет вся природа: покажите ребенку как много вокруг зелени и цветов, всевозможных насекомых и птиц, как быстро густеют кроны деревьев. Это происходить потому, что летом максимально благоприятные условия для жизни, роста и развития растений и животных: много света, тепла, влаги, пищи. Именно поэтому, где бы ни гулял ребенок – везде ему можно предложить интересные наблюдения.
Гуляя с ребенком в лесу, покажите ему разные ягоды: где и как они растут, особенности, обратите внимание на запах. Летом можно собирать грибы: ребенок научиться различать разные грибы. Расскажите о способе сбора грибов (срезать ножом, или срывать так, чтобы не потревожить грибницу), не трогать несъедобные грибы – это лекарство и еда для многих животных.
Во время прогулок по лесу ребенок может собирать интересные находки: сосновые и еловые шишки, птичьи перья, небольшие коряжки, гроздья ягод, колючие шарики репейника. Все это может служить материалом для изготовления игрушек и разных поделок.
Учимся любить природу
Памятка
Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Ф.Бэкон
Наверняка, что никто не ставит специально задачу навредить природе, чаще всего это результат недостатка экологической культуры, экологического воспитания. Но всегда ли мы сами оказываемся на высоте, когда сталкиваемся один на один с природой, всегда ли служим образцом поведения для наших детей?
С раннего возраста необходимо формировать у ребенка понимание уникальной ценности природы для всего человечества: материальной и духовной. Это среда обитания человека, основа его существования.
Маленькие дети уже способны понять ценность природы для здоровья и самочувствия человека, а более старшие – осознать человека как часть природы, определить положительное или отрицательное его воздействие на окружающий мир.
Становление взаимоотношения человека с природой проходит под руководством взрослого.
Ребенку необходимо знать:
- Что понятие «природа» включает в себя: неживая природа (воздух, вода, почва, минералы, солнечная энергия) и живая природа (растения, животные, в том числе и люди);
- Что живая и неживая природа тесно взаимодействуют между собой; изменения, происходящие в неживой природе, влекут изменения в живой, от количества тепла, света, влаги зависит жизнь растений и животных;
- Что такое живой организм, как он связан со средой обитания; как его строение, питание, размножение, образ жизни зависят от того, где он существует, и обеспечивают возможность жизни в этой среде;
- Что живая природа многообразна. Существуют различные виды растений (деревья, кустарники, травы), значение их в жизни человека, о факторах влияющих на растения (свет, вода, влага, почва);
- О многообразии животного мира (рыбы, птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся);
- Что человек – часть природы, которая является средой ее обитания. Природа – «дом» человека, он зависит и от его состояния, и сам воздействует на нее. Влияние людей на природу может быть положительным и отрицательным.
Приведите детям примеры отрицательного влияния человека на природу (исчезнувшие и исчезающие виды растений и животных, загрязнение окружающей среды); о его природоохранительной деятельности (соблюдение правил взаимодействия с природой, охрана редких видов растений и животных, создание заповедников).
Одно из непременных условий – чаще бывать с детьми на природе совместные прогулки в парк, в лес помогут вам развить у ребенка чувство природы, сформировать умение обращаться с ней (береги ветки деревьев, сохраняй растения, обойди стороной муравейник и т.д.)
Есть еще один важный вопрос, речь идет о необходимости и возможности приучать детей дошкольного возраста к систематическому труду в природе (на приусадебных и дачных участках). Посильный физический труд полезно воздействует на общее развитие организма детей, совершенствует двигательную активность. Соприкасаясь во время труда с предметами и явлениями природы, ребенок накапливает знания о них, что влияет на развитие мышления и интеллекта .
Чувство к природе возникает и тогда, когда вы читаете ребенку о ней – это могут быть сказки, рассказы и поэзия.
А живопись! Разве она не побуждает чувства у ребенка? Ведь художник вложил душу в свое произведение!
Как читать с детьми книги о природе
Рекомендация для родителей
Многие дети дошкольного возраста любят слушать сказки, рассказы, стихи, в том числе и о природе.
Книга о природе – познавательная книга. В ней писатели ведут глубоко научный разговор с маленьким читателем о сложных явлениях природы, об отношениях к ней, о том, что нужно делать, чтобы сохранить нашу планету для жизни людей, растений и животных. В книге заключены большие нравственные возможности. Поэтому книгу ребенку нужно не просто читать, но обязательно поговорить с ним ток, чтобы выяснить, усвоил ли он познавательное содержание.
Прежде всего, нужно подобрать книгу, доступную ребенку по содержанию. Как правило, авторы указывают, для какого возраста предназначена книга. Хорошо бы взрослому познакомиться с книгой прежде, чем он будет читать ее с ребенком. Это даст возможность подумать о содержании разговора.
В произведениях, где рассказывается о хороших и плохих поступках по отношению к природе, надо выяснить, какую оценку ребенок даст им, как поступил бы в данной ситуации и почему бы поступил бы так, а не иначе. Взрослый также должен высказать свою мотивационную оценку, - и таким образом, обсуждая прочитанное, родители и дети лучше узнают друг друга. Надо помнить слова В.А.Сухомлинского «Добрый ребенок не свалился с неба. Его надо воспитать».
Список литературы о природе для детского чтения:
Аракчеев Ю. «Солнечный цветок»
Бианки В. «Лес зимой»
Бианки В. «Волшебная березка»
Бианки В. «Засони»
Бианки В. «Весенняя хитрость»
Бианки В. «Купание медвежат»
Бианки В. «Пора спать»
Бианки В. «Сам себе кладовая»
Зотов В. «Лесная мозаика»
Павлова Н. «Где зимуют почки»
Павлова Н. «Ждут помощников»
Плешаков А.А. «Зеленые страницы»
Сладков Н. «В полет»
Сладков Н. «Ивовый пир»
Скребицкий Г. «Раненые деревья»
Трофимов Б. «Осенний ковер»
Пришвин М. «Дятел»
Снегирев Г. «Волк»
Сладков Н. «Бабочки под землей»
Носов Е. «На лугу сенокос»
Пришвин М. «Золотой луг»
Сладков Н. «Лесные сказки»
Танайсипчук В. «Экология в картинках»
Гамзатов Р. «Мой дедушка»
Гальперштейн Л.Я. «Моя первая энциклопедия»
Нуждина Т.Д. «Чудо – всюду»
Любопытные факты из мира природы
Из серии «Это интересно знать»
- Возраст Земли – примерно 5 миллионов лет. Из шара расплавленной магмы она превратилась в живую, дышащую планету.
- Ежегодно на земном шаре проходит около 45 тысяч гроз, каждую секунду на земном шаре можно увидеть 100 молний. В тропиках и горах Кавказа гроза может длиться 12-13 часов, в Египте гроза бывает – один раз в 200 лет.
- Самую крупную каплю дождя наблюдали в США, ее размер 9,4 мм.
- Самая крупная градина – 1,02 кг. Это было в Бангладеш 14 апреля 1986 г., от града погибло 92 человека.
- Самая быстрая птица на свете – Папуанский пингвин. Он может мчаться в воде со скоростью 27 км/час.
- Самым жарким местом на Земле считается Далол в Эфиопии. Средняя температура там +34 градуса. А самое холодное место – Полюс Недоступности в Антарктиде –58 градусов.
- Самая прочная древесина у березы Шмидта (береза железная).
- Самые крупные плоды у хвойного дерева, их длина – 60 см.
- Самые крупные листья у пальм рода рафии – длиной до 20м.
- Самая прочная древесина у березы Шмидта (береза железная).
- Старейшее дерево планеты сосна Метуселах – 4000 лет.
- Самое высокое, растущее в настоящее время широколиственное дерево – горный ясень, его высота – 99 метров.
- Самый высокий айсберг – 167м.
- Самая высокая скала в Тихом океане 561м, ширина ее 200 м.
- В океанах содержится 97% мировых запасов воды.
- Самое крупное сооружение планеты, выстроенное живыми существами - Большой Барьерный риф длиной 2000 километров.
- Возраст Днепра почти 65 млн. лет, Волги – 20 млн, а Невы – всего 4000 лет.
- Самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал. Его глубина 1940м, длина 620 км, ширина 32-74 км.
- Величайший снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США 14-15 апреля 1921г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...