Дисциплина и режим
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДИСЦИПЛИНА И РЕЖИМ
Нужна ли строгая дисциплина в процессе воспитания и в какой мере ее нужно применять? Как совместить родительскую любовь и строгие правила? В этом вопросе, как и во многих других, важно чувство меры или, говоря иначе, золотая середина. Рассмотрим обе крайности.
Для некоторых родителей дети являются смыслом всей их жизни или оправданием брака, поэтому они испытывают к своему ребенку (особенно если он у них единственный) чрезмерное, болезненное чувство любви и добиваются взаимных чувств к себе. Боясь потерять любовь ребенка, такие родители стараются ни в чем не отказывать ему. Сын или дочь в подобной семье, чувствуя родительскую любовь и вседозволенность, пользуются этим и становятся настоящими домашними тиранами. Некоторые дети даже угрожают матерям тем, что разлюбят их, а те готовы позволить им все что угодно, лишь бы не лишиться их любви.
Другая крайность — семьи, в которых родители злоупотребляют строгими дисциплинарными мерами, боясь избаловать своих детей. При этом одни прибегают к частым, многочисленным и далеко не всегда разумным запретам, другие, раздражаясь, переходят на крик или резкий холодный тон, третьи даже применяют физические воздействия: шлепки и порку. В таких семьях дети становятся ослабленными, забитыми и застенчивыми. Кажется, что они ожидают удара, поэтому открыты для агрессии окружающих. Возможно и обратное: дети сами делаются агрессивными и стремятся в состоянии раздражения ввязаться в драку с более слабыми. По принципу цепной реакции злость и досада распространяются дальше. И то и другое, безусловно, вредно как для детей, так и для родителей.
Для соблюдения дисциплины нельзя обойтись без запретов и ограничений, но в разумных пределах. Устанавливать запреты нужно так, чтобы ребенок четко знал, чего именно делать нельзя и что можно вместо запрещенного действия. Запреты необходимо утверждать решительно, серьезным деловым тоном, но стараясь не задеть при этом достоинства ребенка, не вызвать у него чувства горечи и обиды.
В этом вам помогут маленькие хитрости. Например, родителям будет гораздо проще произнести, а детям согласиться с безличным запретом. Тогда ребенку не на кого будет обижаться и у него не будет возможности найти виноватых. Например: “Перед обедом сладкого не едят” будет более подходящей фразой, чем: “Я не разрешаю тебе есть сладости перед обедом”.
Устанавливая запрет, родителям лучше согласиться с желанием ребенка: “Мы понимаем, что тебе очень хочется погулять еще часок. Мы бы и сами хотели этого, но нужно идти домой”.
При запрете того, что нельзя сейчас, нужно указать ребенку, как и когда это можно будет сделать в другой раз, например: “Сейчас смотреть телевизор уже поздно, а вот завтра ты сможешь посмотреть любимые детские программы”.
С какими запретами родителям приходится сталкиваться чаще всего? Большинство из них связано с ограничением физической активности детей. Всем нам часто приходилось слышать фразы:
— Не бегай!
— Не лезь — упадешь!
— Не вертись!
— Сиди смирно! и т. д.
Но ведь детям просто необходимо бегать и прыгать, лазить и скакать. Моторные функции детского организма подавлять нельзя, поскольку запрет на подвижные игры порождает у ребенка напряженность, плохое настроение и агрессивность. Детям нужно выплескивать свою “неуемную” энергию, поэтому такие запреты следует свести до разумного минимума.
Другое дело, если вы запрещаете ребенку действительно недопустимое: драться, отнимать игрушки, играть со спичками и т. д. Но нет серьезных оснований запрещать ребенку то, что тренирует его ловкость, самостоятельность, удовлетворяет его любознательность и при этом не является опасным.
Существует группа запретов, нарушение которых родители провоцируют сами.
Если однажды вы показали ребенку часы, ключи и другие важные вещи, не удивляйтесь потом, что ваш сын или дочь играют с ними. Конечно, вы будете обеспокоены: часы ребенок может уронить и сломать, ключи от квартиры или машины потерять, что вызовет массу проблем. Поэтому вы поспешите тут же наложить строгий запрет на игру с такими важными вещами. Но попробуйте представить, в каком затруднительном положении окажется ваш ребенок. Он вряд ли поймет, почему вчера вы сами показали ему эти “игрушки”, а сегодня запрещаете их трогать.
Запомните: те предметы, играть с которыми ребенку строго запрещается, лучше убрать из поля его зрения.
Если вы запретили что-то ребенку, нельзя отменять запрет и уступать в этом, нужно быть твердым и непреклонным, иначе у ребенка появятся основания для капризов. Важно, чтобы все взрослые в семье действовали согласованно, чтобы их методы воспитания не вызывали противоречий. Если один из взрослых разрешил то, что другой запретил, ребенок вынужден будет нарушать запреты.
В процессе воспитания вашим союзником и помощником может и должен стать режим. Прежде всего, любой режим должен быть целесообразным и разумным.
Вы должны принять что-либо за правило в вашей семье не потому, что кто-то завел его у себя, а потому, что это удобно и полезно именно для вас.
Вторым важным условием режима является его определенность. Если сегодня вы потребовали от ребенка соблюдения определенного правила, нужно требовать этого и завтра, и послезавтра.
Неопределенность делает режим бессмысленным и не приносит практической пользы в процессе воспитания. Исключения при соблюдении режима могут допускаться лишь в редких, крайних случаях, вызванных важными обстоятельствами. Нарушение режима, чем бы оно ни объяснялось, необходимо отметить, например: “Сегодня ты не сделал этого, потому что была важная причина, но завтра это обязательно нужно будет сделать”. Если же умолчать об этом, ребенок подумает, что вы забыли о правилах, значит, они не так важны, чтобы соблюдать их строго и ежедневно.
Требуя от ребенка соблюдения режима, родители должны и сами придерживаться определенных правил, подавая детям пример.
Существуют различные методы воспитания: разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение, наказание, уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим дня во всех возрастных группах по ФГТ, режим работы ДОУ 10,5 часов, согласно СаН Пин
Режим дня во всех возрастных группах по ФГТ, режим работы ДОУ 10,5 часов, согласно СаН Пин...
«Дисциплина на занятии для детей 5-6 лет»
Игры,которые помогают воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса....
ДИСЦИПЛИНА как привить и дисциплина с любовью.
советы родителям...
Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?». Режим дня. Это важно или нет?
Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?».Режим дня. Это важно или нет? Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным.Чтобы ребенок рос здоровым, у...
Почему так важен режим в жизни ребенка. Как влияет режим на ребенка.
Почему так важен режим в жизни ребенка. Как влияет режим на ребенка....
Режим дня - режим жизни
Краткое описание режима дня детей в ДОО с учетом норм СанПиН...
Вариативный режим дня Адаптационный режим
Вариативный режим дня в детском саду...