Консультации для родителей
консультация (младшая группа)
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу». Величие и неповторимая красота природы привлекают внимание человека с самого раннего возраста. Звучные песни птиц в лесу, пестрые и нежные цветы в поле, журчание горного ручья, красота осеннего леса, пушистые белые снежинки, ласковый шум волны – все это живо интересует детей, пробуждает в них чувство прекрасного. Разнообразные явления природы: гром, молния, шторм, снегопад, перелет птиц, мороз, град и так далее, оказывают сильное воздействие на впечатлительное сердце ребенка, развивают любознательность. А художественная литература помогает ребенку разобраться, лучше понять те или иные явления природы, развивает эстетическое отношение к природе, логическое мышление, прививает любовь к труду в природе, приучает заботиться о живом. Осенью происходят изменения в живой и неживой природе. Рассматривая картины, где написан лес, проводя экскурсии к лесу или лесной опушке, беседуя о лесе, можно прочитать детям замечательный стих И. А. Бунина «Листопад». Лес – точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Лес пахнет дубом и сосной За лето высох он от солнца… Беседуя, наблюдая красоту осеннего леса, мы замечаем и его богатство: какие плоды на кустарниках, деревьях; сравниваем их (крылатки, бобы, желуди, каштаны и так далее). С колокольчиком на голове, будто в путь готовый Он скрывается в листве дуба золотого. В этот гладкий коробок бронзового цвета Спрятан маленький дубок будущего лета. (С. Я. Маршак «Песня о желуде»). Рассказывая о могучей силе дуба, можно использовать стихотворение И. Токмаковой «Дуб» («Дуб дождя и ветра вовсе не боится…»). Зная, что осенью в лесу собирают грибы, можно разучить загадки, чтоб дети лучше запомнили название грибов и их отличительные особенности внешнего вида. Осенью необходимо отметить такое явление как листопад. Листопад, листопад Листья желтые летят… (А. Тесленко «Листопад»). Внимательно наблюдая за переменчивым осенним небом, вспоминаются стихи А. С. Пушкина: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день…» В один из дождливых дней можно устроить вечер загадок. Дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать. Можно предложить ребенку самому придумать загадку. Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.
Дождь поливает, когда это бывает?
Прогуливаясь по набережной или по пляжу следует обратить внимание на силу ветра, размер волн: «Осенью дуют ветра, на море поднимается волна». Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаю туч, Ты волнуешь сине море, Ты гуляешь на просторе. (А. С. Пушкин.) В дождливые, сырые дни следует с детьми побеседовать о животных, о том, как они готовятся к зиме. В этом помогут произведения Г. А. Скребицкого «Дятел», «Первый снег», «Что за зверь». О самых последних цветах осени поможет узнать книга Ю. Д. Дмитриева «Хоровод цветов». Все в природе как – будто замерло. Осень распрощалась, а зима еще в гости не пришла. И вот однажды утром мы видим… Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром Самый первый, самый белый… (Т. Асеева.) Пришла зима и она вносит новые краски в жизнь детей, новые знания. Еще интереснее становится жизнь ребят. Дети катаются на санках, играют в снежки, любуются красотой зимней природы. Получают знания о свойствах льда, снега, когда лепят из него фигурки, не только экспериментальным путем, но и из рассказа Т. Калининой «Снежный ком». А с тем, что снег тает в тепле, что он скользкий, а если посыпать его песком, то становится шершавым из рассказа Н. Носова «На горке». Иногда удается наблюдать зимой вьюгу, пургу. Зашумела, разгулялась в поле непогода; Принакрылась белым снегом Гладкая дорога. Белым снегом принакрылась, Не осталось следу, Поднялася пыль и вьюга, Не видать и свету… (И. С. Никитин «Песня») Послушать зимнюю тишину, почувствовать прохладу морозного чистого воздуха можно из рассказа Г. А. Скребицкого «Идет волшебница зима», а из произведения «Снежинка узнаем о пользе снега. Рассматривая морозные кружевные узоры, загадываем загадку: «Без рук, без ног, а рисовать умеет», прочитать отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
Мороз – воевода дозором обходит владенья свои, Глядит, хорошо ли метели дороги свои замели И нет ли где трещины, щели И нет ли голой земли… Во время мороза долго не устоишь на месте, поэтому гуляя в морозный день, можно вспомнить пословицы: «Мороз невелик, да, стоять, не велит», «Мороз разбирает да расшевеливает». Сказка М. Л. Михайлова «Два Мороза» поможет понять, что лучшее лекарство от холода – труд, движение. Тяжело зимой зверям и птицам. Прочитав рассказ М. М. Пришвина «Ночевки зайца», мы поможем детям узнать, как нужно заботиться о животных. А как переносят насекомые зиму, поможет узнать рассказ Г. А. Скребицкого «На лесной полянке». Но вот уже и весна на пороге, солнце поднимается все выше. Наблюдая это, можно прочитать отрывок стихотворения С. Я. Маршака «Стихи о весне. Март.». …Облака бегут быстрее Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше… Или отрывок стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист». …Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам Летают облака!... Сказка К. Д. Ушинского «Весна идет» поможет детям понять переход от одного времени года к другому (от зимы к весне). Все рады весне – появляются первоцветы: мать-и-мачеха, крокусы, пролески, анемоны и другие. Чтение стихов о весенних цветах, дает почувствовать радость от наступления весны. Выглянул подснежник В полутьме лесной - Маленький разведчик, Посланный весной. (Е. Серов «Подснежник»). Мать-и-мачехи цветки Словно солнца огоньки, На пригорочке растут, Прям из снега-и цветут! (Л. Акиншина). Чтение произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», воспитывает у детей желание оберегать слабых животных, помогать им. Весной, прежде чем в сажать цветы, кустарники, деревья, высевать зерна пшеницы, овса, прочитайте стихотворение Е. Благининой «Яблонька», рассказ Н. Кон «Как хлеб растет». Так как весна время посева цветов, овощей, фруктовых деревьев, то уместно будет вспомнить пословицы: «Вовремя посеешь, вовремя и хлеб соберешь», «Весенний день-целый год кормит». Видя, как люди облагораживают, озеленяют свой двор, улицу, город, дети будут трудиться с желанием, чтобы быть похожими на них. Дети будут брать пример со взрослых, не только наблюдая за их трудом, но и знакомясь с такими произведениями, как стихотворение П. Н. Воронько «Зеленый город». Мы посадим березы и клены. Будет город нарядный, зеленый. Тополя мы посадим рядами. Станут площади наши садами… Весной все оживает вокруг. Дети становятся в облегченной одежде более подвижны. Бегают, прыгают на скакалках как в произведении А. Барто «Веревочка». Знакомству с жизнью животных посвящены рассказы К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», «Курица с утятами», «Лиса Патрикеевна», «Коровка», «Лошадка». Дожидаясь приближающегося лета, можно загадать загадки о лете. Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает? Солнце печет сильно, жарко. В садах, огородах, на полях зреют овощи, фрукты, ягоды. Люди ждут летних теплых дождей для поливки будущего урожая. Обо всем этом написано много произведений и одно из них стихотворение Е. Ф. Трутневой «Дождик». Дождик, дождик, пуще по лугам цветущим. Дождик, дождик, лей весь день На овес и на ячмень. Пусть зеленная пшеница Поскорее колосится… Летом гремит гром. Наблюдая за этим явлением, можно детям сказать, что люди не боятся грозы, но укрываются. Использовать в речи поговорку: «Как гром не гремит, а все замолчит». Летом гуляя в парках, в лесу, скверах, на площадках, мы рассматриваем растения, любуемся разнообразными кронами деревьев, чувствуем аромат цветов. И книга А. Яковлева «Солнцецвет», расскажет все о деревьях, об их красоте, пользе, особенностях. Стихи, загадки, рассказы помогут детям узнать новое о съедобных и ядовитых грибах. Рядышком с иголками Рыжики под елками. Вот и гриб боровик И красив он и велик В толстой шапке набекрень Ножка толстая как пень.
Грибочек, грибок,
Масленый бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Мы обходим стороной -
Нам не надо ни одной… (Е. Ф. Трутнева «Грибочек») Лето – это кладовая знаний! Как разнообразен мир растений: одни удивительно просты в своей красоте, другие великолепны, третьи лекарственные. Обо всем этом можно узнать из книг Ю. Д Дмитриева «Хоровод лепестков», М. М. Пришвина «Золотой луг». Стихотворение Н. А. Некрасова «Кукушка» приглашает прогуляться в лес, парк и послушать пение птиц. Солнцем залита опушка, Разгорелся летний день, А проказница кукушка Куковать уселась в тень. Где она никто не знает, На каком сидит суку, В прятки с солнышком играет И кричит ку-ку!ку-ку! Над лугами звон, порхание бабочек, мотыльков, все насекомые заняты трудом. Занимательно, по-доброму пишет о жизни насекомых и птиц Н. Сладков в рассказах: «Знай наших», «Лесной голосок», Все времена года хороши, в каждом есть своя прелесть. И как бы подводя итог беседы о красоте, величии, значимости природы для человека, привитии любви и бережного отношения к ней, хочется сказать словами Б. Светлинова «Все прекрасно». Как весна прекрасна первою травою! Как прекрасна осень желтою листвой! Как прекрасно лето сладостью плодов! Как зима прекрасна белизной снегов! Как у нас прекрасны года времена! Все у нас прекрасно, и сама страна!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Формирование у детей интереса к чтению».
Сегодня в обществе наблюдается тенденция снижения интереса и потребности к чтению.
Особенно тревожно, что это затрагивает детей, которых больше привлекают просмотр телевизора, игры на планшетах и компьютерах. Да и многие родители отдают предпочтение электронным играм развивающего и обучающего характера, нежели читать самим ребёнку сказки или заниматься. А ведь именно дошкольный возраст отличается любознательностью и эмоциональностью. Именно в этом возрасте зарождается интерес к книге, приобретается читательский опыт. Поэтому сформировать у ребёнка дошкольного возраста потребность в чтении - очень важная педагогов и родителей.
Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организован процесс чтения дома и насколько поддержан интерес к прочитанному в детском саду. Данные интервьюирования родителей свидетельствуют о том, что родители либо не придают особого значения роли книг в развитии ребёнка, либо надеются на то, что необходимый читательский опыт ребёнок приобретёт а детском саду. Однако, если своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать интерес к чтению в начальной школе будет трудно, а в ряде случаев – невозможно.
Одним из важных путей решения этого вопроса является системная работа приобщения ребёнка к чтению детской литературы как в ДОУ, так и в семье. Именно семья с её неповторимой атмосферой родственных, стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей обеспечивают детям психологический комфорт. А любовь и доверие ребёнка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Необходимо поддерживать постоянное сотрудничество семьи и детского сада и быть логическим продолжением работы.
- В группах детского сада организована соответствующая предметно – развивающая среда, дома тоже должен быть свой уголок с книгами, подобранными по возрасту детей. Там ребёнок вместе с родителями знакомиться с новыми книгами и делиться о прочитанном с детьми в группе ( с демонстрацией книги).
- По возможности посещать с детьми ближайшую библиотеку и помочь в организации экскурсии всей группы.
- Уделять больше времени для ознакомления ребёнка с родным краем, со своей малой родиной( рассказывайте о традициях наших предков, истории города, его культуре, знакомьте с искусством наших земляков, знакомьте с героями нашего города, больше бывайте на природе, каждый раз обращая внимание на её особенности). Этим вы пробудете в ребёнке интерес к познанию, мотив к поиску новой информации.
- Помогать ребёнку реализоваться в самостоятельной творческой деятельности(изобразительной, музыкальной, конструктивно - модельной и др.) с опорой на книгу как помощника, где ребёнок сможет увидеть нужную картинку или технику рисования, познакомиться с художником или композитором, найдёт интересные модели и схемы моделирования и т.д.).
- Выбирайте вместе в магазине книгу, совместно обсуждая необходимость выбора той или иной книги, знакомясь с её содержанием.
- Поощряйте и поддерживайтё желание и участие ребёнка в различных творческих конкурсах ( конкурс стихов, песен, танцев, рисунков; театральная деятельность, игры-драматизации, сюжетно- ролевые игры…) не забывая при этом ссылаться на дополнительную информацию, которую можно вместе найти в книгах( про автора стихов, про художника, историю возникновения танца, рассказать про театр и его работу , вместе проиграть сказочный сюжет и т. д.).
Уважаемые родители! Старайтесь быть активным партнёром во всех творческих начинаниях детского сада. Принимайте активное участие во всех мероприятиях вместе с детьми. Проживайте этот период (дошкольное детство) вместе , а не рядом. Именно в этот период надо успеть заложить и развить всё самое лучшее, сформировать всё самое ценное.
Сформировать у ребёнка в этом возрасте интерес к чтению через различные виды деятельности – значит позаботиться о его интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале, открыть путь к важнейшему источнику информации – книге!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: “Воспитание у детей интереса к природе”.
В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок - все это при безразличном, а то и поощрительном со стороны взрослых членов семьи отношении может, в конечном счете, привести к крайне нежелательным последствиям. Запреты не помогут, а скорее навредят. Естественную любознательность ребенка с самого раннего возраста следует очень внимательно направлять в нужное русло. Легче и эффективнее делать это тогда. Когда ребенок в домашних условиях – чем раньше, тем лучше – приобщается к загадочному, увлекательному и в то же время легкоранимому миру природы. Стимулировать развитие ребѐнка в этом отношении родители могут самыми разнообразными способами. Взять, к примеру, выращивание домашних растений. Нельзя ограничиваться только тем, чтобы дети своевременно их поливали. Следует всячески поощрять их интерес к процессу роста и развития растений, появлению ростков, цветов и плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения, как герани или бегонии, комнатные культуры помидоров и огурцов.
Иными словами, каждая семья в городских условиях располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить и развить у ребенка интерес к жизни природы, потребность общения с ней. Пробудившийся интерес, в свою очередь, неизбежно порождает доброжелательное отношение, а оно способствует формированию эстетических и нравственных качеств ребенка. Большое воспитательное значение имеют и регулярные семейные выезды в лес, в поле, на реку или озеро.
Ребенок под благотворным влиянием родителей постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. При этом у детей в довольно раннем возрасте возникает осознанное отношение к природе.
Формируется эстетическая отзывчивость, столь необходимая для гармоничного развития личности.
Ни в коем случае не следует пренебрегать чтением вслух книг о природе и жизни животных. Такая форма общения взрослых с ребенком играет важную роль уже в дошкольном возрасте и сохраняет свое значение вплоть до подросткового возраста. Вовлекая ребенка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные места, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Целесообразно также играть с детьми в экологические игры такие как «Кругосветное путешествие».
Родитель предлагает ребѐнку подумать о том, что они могут рассказать инопланетянам о животных земли. (Введите в игру куклу-инопланетянина) вместе с ним садитесь на «ковер-самолет» и начинайте облет Земли. «Инопланетянин» общается с различными жителями Земли (животными, которого изображает ребѐнок), которые рассказывают о том месте, где они обитают. Родитель помогает ребѐнку рассказывать, называть самые характерные особенности условий жизни животных.
Понятно, что экологическое воспитание, как и всякое другое, может быть действенным только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Формы и содержание такого общения разнообразны, но строить его следует с непременным учетом возрастных особенностей детей.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны - России, в котором они живут.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в нолях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.
Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и груде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.
Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны - России, в котором они живут.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д. , они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.
Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.
Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»
Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения; формирование толерантных отношений в условиях многонационального коллектива воспитанников; знакомство детей с культурой народов разных стран и расширение их знаний об окружающем мире.
Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.
Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующегося пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.
Современный культурный человек - это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть.
Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании.
Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой - у них слаборазвитая произвольность поведения,
повышенная эмоциональность, импульсивность. Негативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют отсутствием социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и включает в себя следующее:
- способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности;
- гармония между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;
- уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод человека;
- свобода придерживаться своих убеждений и признания такого же права за другими; это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим;
- гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека.
Методы формирования толерантных отношений у участников педагогического процесса современного дошкольного учреждения в условиях многонационального коллектива воспитанников остаются малоизученными как в психологии, так и в дошкольной педагогике.
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. Средство - прием, способ действий для достижения чего-либо или справиться с чем-либо.
К средствам формирования толерантности можно отнести:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;
- проектная деятельность;
- произведения искусства и др.
Традиции, облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого». Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.
Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.
В настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у дошкольников, следовательно, необходима межэтническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Межэтническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Формирование межэтнической толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.
То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и изменение методов и приемов воспитания. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.
При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:
никогда не наказывать детей, не сравнивать друг с другом, не выставлять на позор, не укорять, не жаловаться на них родителям, не надзирать за ними, не оскорблять, хвалить от души, договариваться, находить общее мнение, прощать искренне.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком». Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей старшего возраста
настойчивости и ответственности в труде.
Скоро ваши дети пойдут в школу. Каждый из вас
хотел бы, чтобы его ребёнок как можно лучше был
подготовлен к школе. Не забывайте о том, что огра-
ничиться только подготовкой детей к обучению гра-
моте и математик недостаточно. Не менее важно вос-
питать волевые качества: самостоятельность, настой-
чивость, ответственность. Без них не возможно обуче-
ние в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях. Но и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению создаётся путём постоянного упражнения.
Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно – бытовой труд. Потребность в нём возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребёнку. Для участия в хозяйственно – бытовом труде дети должны овладеть определёнными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать его цель, прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребёнку в любой деятельности, в том числе и учебной. Что может делать ребёнок старшего возраста по самообслуживанию и в помощь взрослым труде?
Ребёнок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное бельё, свои носки, помогать взрослым в приготовлении еды. В этом возрасте уборка игрушек должна быть привычным делом, не требующим напоминания. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, может ухаживать за своей одеждой и обувью.
При систематической работе ребёнок довольно быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями.
Как же следует организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?
Прежде всего, взрослые определяют(обсудив с ребёнком), какие обязанности по дому он будет выполнять. Если у ребёнка раньше не было обязанностей, надовводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребёнком, обучая его рациональным приёмам. Затем выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения(например, вытереть пыль в своём игровом уголке).
Давая поручение ребёнку, ему разъясняют цель предстоящей работы. Родители не редко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный его результат. Это затрудняет возможность самоконтроля, снижает у ребёнка целенаправленность действий и чувство ответственности.
Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути. Если они не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых - оказать ребёнку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и доится результата.
Как воспитать у ребёнка самостоятельность?
Следует предлагать ребёнку самому сделать что-то интересное: постирать бельё кукле и свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке – сказки к сказкам, а раскраски – с раскрасками; самому убрать игрушки и самому построить «гараж и поставить туда все машинки. Можно незаметно помогать ребёнку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам, но не делать за него.
Семь правил, чтобы ребёнок рос трудолюбивым:
1.Дать ребёнку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье;
2.Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять. Советовать, показывать, помогать ему в работе;
3.Добиваться того, чтобы ребёнок начатое дело доводил до конца;
4.Вызывать у ребёнка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе;
5.Внимательно оценивать его работу, поощрять за старание.
6.Рассказать ребёнку о своей работе и товарищах по работе;
7.Не наказывать ребёнка за плохую или неправильно сделанную работу, дайте ему возможность самому исправить допущенные просчёты и ошибки.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Воспитание у детей интереса к совместным играм»
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в главной деятельности дошкольника - в игре.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, водителя, повара и т. д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, компьютера, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.
Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а, следовательно, и на особенностях развития детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то совместная деятельность больше направлена на интеллектуализацию дошкольника.
Только духовная общность, - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества, - и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная тончайших формах педагогического мастерства,- и ни чего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства,- и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства,- и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; и наконец, только оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы и счастье людей. Ш.А. АМОНАШВИ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”В. А. Сухомлинский.
По мнению О. А. Степановой игра имеет очень большое значение для детей. Для ребенка игровая деятельность не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергает анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях, игра для него - огромный мир, причем мир собственно личный, где ребенок может все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми. Уже из выше сказанного можно выделить три стороны игры:
суверенность (независимость, самостоятельность, частично закрытый мир жизни;
экспериментальность, как пространство проверки накапливаемого социального опыта;
игра для детей является первой ступенью познания.
Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д. В. Хухлаева и др.). Важное значенье игры заключается в том, что дети в раскованной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков .
Для детей игра - это жизненная необходимость и условие развития. Игра признается и исследуется мировым научным сообществом в качестве важнейшего компонента развития ребенка:
- как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев,
- как практика развития (С. Л. Рубинштейн,
- как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин,
- как средство амплификации (обогащения) психического развития ребенка (А. В. Запорожец,
- как особое культурное средство духовно-нравственного развития ребенка (В. В. Абраменкова)
- как форма общения (М. И. Лисина)
- как детская традиция (B.C. Мухина)
- как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер)
- как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже)
- как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (М. Мид)
- как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Мид,)
- как источник развития творческого воображения (В. Т. Кудрявцев).
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Прежде всего надо создать такую обстановку в группе, которая располагала бы детей к играм. Подобрать игрушки, имитирующие реальные предметы: мебель, посуду, одежду. Разместить их в удобном и доступном для детей месте (зоне) группы (веранде).
Принятые в 2013 году ФГОС ДО подчеркивают значение игры в воспитании и обучении ребенка. Владение разными формами и видами игры, умение различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам – одни из ключевых результатов освоения ребенком образовательной программы.
Таким образом, игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в детском саду» указано, что игра – важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.
В педагогических исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С. Макаренко находят свое развитие и подтверждение.
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им.
На первом этапе, учитывая возрастные особенности детей, надо уделять много внимания обучению игре. С этой целью используются игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, совместные игры воспитателя с детьми вне занятия, а так же совместные игры младших и старших детей. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения.
Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных достоинств.
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребенка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у малыша умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы. Свое умение общаться ребенок, а особенно дошкольник, реализует в сюжетно-ролевой игре. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно по-взрослому. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблемы им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и тому подобное. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда помощь требуется их близкому другу, к которому он привязался и полюбил. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.
В сюжетно-ролевой игре развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения.
В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны.
Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребенка-дошкольника. Ребенок включается в нее со всей своей эмоциональностью, испытывая во время игры максимальное удовольствие. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого. Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении. Отсюда делаем выводы: детей надо учить играть в различные игры:
• игры с настоящими игрушками
• игры с заместителями
• игры с опорой на воображение
Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития творческих способностей через сюжетно-ролевые игры, важно придерживаться принципов гуманистической психологии, среди которых особенно существенны следующие:
• создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы, развивать творческое начало;
• создавать климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безотценочности (следует помнить, что критическое высказывание в адрес ребенка подавляет его творческие возможности);
• восхищение каждой идеей ребенка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрение оригинальных идей, использование ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное, максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям.
Ребенку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий, фактов, явлений. Играя, он не просто ограничивается отображением виденного, а воплощает свои стремления, отношения, мечты и делает это с воодушевлением. Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре зависят от наличия у детей жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти к творческому видению игр. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей характером отображающих явлений, событий, если есть возможности их обновления, если воспитатели помогают, направляют деятельность ребят. Педагог должен использовать выдумку детей, фантазию для того, чтобы развивать их творчество. Чем успешнее идет процесс освоения детьми ТРИЗовских приемов фантазии и воображения, тем качественнее протекает познавательный процесс дошкольников, тем игры детей становятся творчески более интересными, сюжетно-разноплановыми, обогащают душу и мозг ребенка.
Таким образом, изучив и определив факторы, способствующие обогащению игры педагогом, можно сделать следующие выводы:
• Игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.
• Современные подходы к руководству играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.
• Необходимость оказания педагогам методической помощи по расширению и обогащению теоретических и практических знаний о природе игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей игровых действий, ролевого поведения, сюжетно - сложения. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться воспитать у дошкольников интереса к современным играм.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.
В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора, речи детей.
Современная ситуация в сфере игры и игрушки показывает, что за последние годы из детского игрового репертуара практически исчезли традиционные игры, изменилось отношение к игрушке, существенно изменился игровой набор ребёнка, а также принципы организации игровой среды.
Это связано с сокращением физического пространства для детских игр в городах и сельской местности, что приводит к территориальной разобщенности детей, разрыву между детскими поколениями. Деформация содержания детской субкультуры, которая проявляется в обеднении репертуара детского фольклора, утрате устных текстов, существенных изменениях игрового репертуара также характерна для современной социокультурной ситуации.
Народная педагогика игры, её специфические возможности в воспитании и развитии ребёнка, а также перспективы использования традиционной игры в современной психолого-педагогической практике изучаются группой исследователей народной игры под руководством В. М. Григорьева. Психологические основы традиционных игр, их значение для формирования образа мира ребёнка раскрываются в работах А. В. Черной .
В традиционных народных играх есть свои особенности, которые проявляются в следующих признаках
Дихотомии традиционной игры
Коллективность Индивидуализм
Иерархичность Паритетность
Добровольность участия Подчиненность правилам
Жесткая заданность Вариативность
Закреплённость системы поощрений и наказаний Культурные формы примирения, разрешения конфликтных ситуаций
Внутри традиционной игры создаются возможности широкой вариативности поведения, например, от индивидуального - к коллективному и наоборот. Это позволяет ребенку освоить разные модели поведения и обрести опыт определения самостоятельной стратегии в различных игровых ситуациях.
Внутри игровой ситуации дети, выстраивая отношения на принципе паритетности, признают за собой и за другими равные права и обязанности, одновременно принимают главенствующую роль игрового лидера – «воды», или низкую статусную роль входящего в игру «новенького», неумелого и т. д. Такое сочетание равноправия и соподчинённости развивает в детях чувство свободы, уважения к общему мнению, самостоятельности, ответственности, осмысленности своих действий.
Добровольность участия в игре и одновременная подчинённость её правилам и сценариям вырабатывает важнейший навык культурного человека быть свободным в принятии ограничений. Свобода быть хорошим, умение сохранить принятый закон игры вне зависимости от желаний собственной самости как шаг на пути обуздания страстей.
Существенное значение для реализации воспитательного воздействия традиционной игры имеют принципы и механизмы, действующие в традиционной игре в детском сообществе. Интерактивность - обеспечивает всё многообразие связей и отношений в игровых ситуациях, как на межличностном, так и на групповом уровне. Мотивированность, проявляющаяся как желание быть принятым в игру, в игровое сообщество, обеспечивает добровольность игры и иерархичность игры. В игре находит свое отражение способность идентификации и обособления, которую мы называем способностью «быть собой и другим». Смена социальной позиции в игре, обеспечивающая идентификацию с позицией другого, является причиной развития гуманных отношений, «которые воплощают становление в сознании и поведении ребёнка ценности другого человека, переживаний его успехов и неудач как своих собственных» (В. В. Абраменкова). И, наконец, использование традиционного фольклора, которое обеспечивает сохранность сюжетов и сценариев игры, развивает творческие способности ребёнка (речь, музыкальность, даёт возможность применять культурные формы решения конфликтных ситуаций.
В традиционных играх ребёнок задействует механизмы, которые будут востребованы и в социальной, и в духовной жизни. Ребёнок играет добровольно и с удовольствием, осознанно принимая на себя обязательства соблюдать правила, исполнять, терпеть наказания и поощрения, выполняет неписаный закон игры. В игре происходит встреча ребёнка не только с другими, но и с самим собой. Именно через других ребёнок может осознать себя, взглянуть на себя глазами другого. В игре ему предоставляется возможность исправиться, понести наказание и вернуть себе «доброе имя». «Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех лучших играх. Интересно, что игр морализаторских в народе почти не было. Нравственные требования заключены в содержании игр, её правилах и традициях» (В. М. Григорьев). В игре происходит пробуждение нравственного чувства, осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в дальнейшем стать развитой личностью.
Сегодня отмирают коллективные игры нашего детства: «казаки-рабойники», «салочки» и т. д. А поработили детей компьютерные игры, и очевидный вред просматривается не только в нагрузке на глаза, эмоциональной стороне, а также малоподвижности и отсутствии свежего воздуха. Печальный итог характера игр у современных детей слишком очевиден.
Вывод: изменение отношения современного взрослого к игре как инструменту воспитания и становления личности ребёнка в сторону её рационализации и дидактизации лишает ребёнка образно-семантической и ценностно-смысловой составляющей игры. Непонимание родителями педагогического потенциала традиционной игры приводит к бездумному формированию игрового набора ребёнка.
В жизни современного общества такие разрывы в передаче игры обусловлены двумя причинами: возрастным разделением детей, преобладанием семей с одним ребенком. Тенденция к упразднению двора в современном городе приводит к исчезновению дворовых играющих групп, которые являются основным носителем игры .
Между тем, в игре могут отражаться лишь внешние стороны человеческой деятельности – то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный «результат» человеческого труда. Поэтому изменяется и смысловая нагрузка игр современных детей.
Многие из них уже сейчас предпочитают часами просиживать перед монитором компьютера, погружаясь в иллюзорный мир компьютерных игр, но не способны самостоятельно придумать сюжет и распределить роли в игре со сверстниками. Они не умеют взаимодействовать с другими людьми, не учатся «примерять» к себе разные стратегии поведения и выбирать собственную стратегию и позицию. Это приводит к инфантилизации детей.
Другие под совместной игрой понимают коллективную «беготню» на детской площадке, имитирующую стремительную смену событий в современных боевиках, или разыгрывание отдельных сценок из популярных телесериалов, чаще всего демонстрирующих неприглядные стороны жизни взрослых (интриги, склоки и т. д.) на фоне утрированных и выхолощенных эмоциональных переживаний и чувств. В последнем случае, к сожалению, основным средством передачи игровой культуры становится телевизор.
Сегодня никто не отрицает, что рост влияния телевидения на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффектно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Это происходит благодаря использованию «эффекта присутствия» («действования») ребенка в воображаемой ситуации и идентификации с героем. Дети присваивают себе установки социального или асоциального поведения героев. Тревогу вызывает тот факт, что это происходит на фоне ослабленности эмоциональной и интеллектуальной идентификации с родителями, их «отторжения» по причине того, что взрослые не соответствуют идеальному, воображаемому образу, а находятся «рядом» с ребенком.
Телевидение зачастую использует утилитарную цель: повысить спрос на информацию как продукт деятельности ребенка. При этом упускаются из вида цели формирования личностных новообразований. Дети увлекаются конкретным сюжетом, а взрослые – педагог или родитель – не играют в процессе просмотра фильма или мультфильма никакой роли: не помогают развертыванию сюжета и удерживанию принятой роли, не объясняют сложные для детей понятия и т. п. К сожалению, интересы телекомпаний и рекламодателей ставятся выше интересов детей.
Поэтому взрослые должны принимать активное участие в выборе подходящих телепрограмм для детей и, по возможности, устраивать последующее обсуждение содержания и формы увиденного.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Воспитатель должен быть знаком с каждым из этапов формирования игры в онтогенезе, знать их отличительные особенности, уметь руководить игрой на каждом этапе, развивать игровую деятельность дошкольника.
Ведущим видом деятельности игра становится не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
В совместной деятельности дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре же возникает обмен опытом. В результате игрыстановятся интереснее и многообразнее.
Самое главное в детской игре – добиться следующего:
1. чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал
2. чтобы он не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца
3. чтобы в каждой игрушке он видел определенную ценность, хранил ее, поддерживал порядок в игровом уголке, с помощью взрослого производил ремонт в случае поломки
4. чтобы в игре комбинировались все типы игрушек.
В процессе самой игры необходимо, по возможности, представить ребенку, полную, свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок попал в затруднительное положение, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ему, подсказать, поставить какой-нибудь интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда и поиграть с ним.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот).
В настоящее время наблюдается реформирование Российской педагогики, в том числе дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время, наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий.
Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него ,дошкольник моделирует этот мир в игре, что является социальным по своему происхождению и содержанию. Сюжет и роли в игре дети заимствуют в обществе. Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.
Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть в ДОУ. Применение в работе педагога разных видов игры является весьма ценным для старших дошкольников.
Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.
Современная педагогическая наука подтверждает бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка.
В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать родителям, грамотно организовать игровую деятельность ребенка, привлечь родителей к взаимодействию с воспитателями ДОУ, пробудить у них интерес к организации игровой деятельности детей.
Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе), причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.
Джаз тела
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Походка и настроение
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Танец огня
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
Зеркальный танец
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.
Танец морских волн
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
Этюд «Насос и надувная кукла»
Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.
Лес
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:
– на тихий, нежный ветерок;
– на сильный холодный ветер;
– на ураган;
– на мелкий грибной дождик;
– на ливень;
– на сильную жару;
– на ласковое солнце;
– на ночь;
– на град; на заморозки».
Этюд «Согласованные действия»
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
– пилка дров;
– гребля в лодке;
– перемотка ниток;
– перетягивание каната;
– передача хрустального стакана; парный танец.
«Огонь-лед»
По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Штанга
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.
Сосулька
Ведущий читает стихи:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай-Болтай
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
Спящий котенок
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
Конкурс лентяев
Ведущий читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук –
Лентяй изрядный –
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского «Лентяй».
Пылесос и пылинки
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...