Как воспитать ребенка добрым.
консультация (подготовительная группа)

Еремина Марина Анатольевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospitat_rebenka_dobrym.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать ребенка добрым? 



Что значит быть хорошим родителем? Проведенное недавно исследование показывает то,  что если родители хвалят ребенка за попытку, а не за способности, они успешнее развивают в нем трудолюбие, а ребенок получает большую мотивацию продолжать совершенствоваться. 
Родителям, очень важно, чтобы ребенок умел ставить перед собой цели, шел к ним и добивался успеха. И все же нас в гораздо большей степени заботит то, станут ли наши дети сострадательными и готовыми прийти на помощь. Опросы в России показывают, что многие родители умение ребенка позаботиться о ближнем ценят гораздо выше, чем достижение успеха. Те же тенденции сохраняются в других странах мира. Когда представителей 50 различных стран просили назвать принципы, которыми они руководствуются в жизни, основной ценностной характеристикой оказалось не умение достигать успеха, а забота и отзывчивость. 
Несмотря на важность этих качеств в нашей жизни, обучение детей заботе о ближнем дается непросто. В исследованиях охватившем около 600 семей, многие родители, высоко ценившие доброту и сострадание, так и не смогли воспитать эти качества в детях. 
Может, дело в том, что некоторые дети от природы добры, а другие - нет? На протяжении последних десяти лет изучаются случаи, когда успеха достигали люди, часто помогавшие другим и не требовавшие при этом ничего взамен. Многим родителям было интересно знать, как воспитывается в людях великодушие и щедрость. 
Наблюдение за биологическими близнецами показывает, что от четверти до половины случаев, выявляющих склонность к отзывчивости и заботе о другом человеке, говорят о врожденном характере этих качеств. Тем не менее, нельзя недооценивать фактор воспитания. Но даже самые прилежные родители, воспитывающие своих детей похвалой хорошего поведения, укоризной при негативных проявлениях и описании своих ценностных ориентиров, зачастую и не подозревают, что их и методы могут принести нежелательные результаты. 
К двум годам дети уже испытывают многие эмоции, связанные с моралью, - чувства, вызванные понятием правильно-неправильно. Для закрепления заботы о ближнем как навыка правильного поведения, как показывает исследование, похвала подходит лучше, чем награда. Награда может вызвать в детях проявления вынужденной доброты, когда ребенка манит перспектива пряника. Похвала же показывает ребенку, что делиться с другими хорошо просто потому, что это правильно. Но какой именно похвалы заслуживают ранние проявления великодушия у наших детей? 
Многие родители считают, что очень важно хвалить поведение, правильное действие, а не самого ребенка. Таким образом, ребенок учится повторять поступки, приведшие к похвале. Многие родители вместо того, чтобы сказать «ты — хороший помощник», всегда скажут «ты нам сейчас очень помог». 
Правилен ли такой подход? В своем весьма интересном эксперименте некоторые психологи  изучают, что происходит, когда мы хвалим великодушные поступки, а не характер. В ходе эксперимента 7 и 8-летние дети зарабатывают стеклянные шарики и отдают их детям из детского дома, за что получают похвалу. 
Разные дети, по замыслу исследователей, получают разную похвалу. Кого-то из детей хвалят за действие: «Хорошо, что ты отдал свои шарики этим детишкам.. Это очень хороший поступок, он им поможет». Других детей хвалят за их характер: «Ты — человек, который любит помогать другим. Да-да, ты очень хороший человек и всегда готов прийти на помощь». 
Через пару недель после эксперимента детям представляется случай поделиться своими вещами с другими детьми. Оказалось, что большее великодушие проявили те дети, которых хвалили за характер, а не за поступок. Похвала за характер помогла им усвоить это качество как собственное. Дети, наблюдая за своими действиями, узнавали и себя: то, что они готовы прийти на помощь другому. Это вполне совпадает с выводами психологов, установивших, что для формирования морального поведения существительные подходят лучше глаголов. В случаях, когда требовалось получить реальную помощь, а не пассивное участие от детей в возрасте от 3 до 6 лет, более действенным было воодушевить их «стать помощником». Когда наши действия становятся отражением нашего характера, мы в большей степени склоняемся к моральному и великодушному поведению. Со временем эти качества становятся чертами нашего характера. 
Похвала становится особенно действенной в тот критический период, когда дети начинают понимать свой характер. Когда исследователи хвалили 5-летних за их характер, то воздействие похвалы не было долговременным: дети, вероятнее всего, были слишком малы, чтобы их моральное поведение приобрело устойчивость. Но к 10 годам разница между похвалой характера и похвалой действий исчезала: действенными оказывались и то, и другое. Великодушие как качество характера становится явным около 8 лет, когда дети уже начинают осознавать себя личностями. 
Похвала за хорошее поведение может быть лишь половиной дела. Надо помнить, что наша реакция на плохое поведение тоже имеет свои последствия. Когда поведение детей приводит к неприятностям, они обычно чувствуют либо стыд, либо вину. Стыд — чувство, испытываемое от мысли, что я плохой человек. Вина же — чувство вызванное осознанием того, что человек совершил неправильный поступок. Стыд состоит в осуждении своего я, что само по себе весьма разрушительно: дети под воздействием стыда начинают чувствовать себя еще менее значительными и более ничтожными, и они отвечают либо гневом, либо попыткой избежать ситуации. Вина же, напротив, - это осуждение негативного действия, которое можно компенсировать за счет хорошего поведения. Когда дети чувствуют вину, они испытывают угрызения совести и сожаление, сочувствуя человеку, которому причинили боль, и стремятся исправить ситуацию. 
Если мы хотим, чтобы наши дети заботились о других людях, нам необходимо научить их чувствовать вину, а не стыд в тех случаях, когда они ведут себя неправильно Самый эффективный способ выразить неудовольствие поведением ребенка — показать разочарование. Это позволяет детям формировать критерии для оценки собственных действий, способность к ответственному поведению в отношении других людей, чувство моральной идентичности, необходимой для воспитания готовности прийти на помощь другому 
Часто люди считают, что поступки определяются характером, но когда дело касается воспитания морали в детях, необходимо помнить, что характер сам по себе формируется под воздействием практических дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать ребенка добрым, успешным и счастливым.

Родители - это те взрослые люди, которыми исчерпывается для маленького человечка вся Вселенная, модель все­ленной.«Воспитание доброты» – простое и одновременно нелегкое дело. И все же оно под силу каж...

Как воспитать ребенка добрым и послушным.

Несколько советов для воспитания ребенка добрым и послушным....

Консультация для родителей "Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым"

В наш век бешенных скоростей пробивные и лидерские качества человека выходят на первый план. Но быть сильным и быть при этом добрым - это реально. И это правильно....

Консультация для родителей "О том, как воспитать ребенка добрым, или Какие ошибки допускают взрослые"

Консультация для родителей "О том, как воспитать ребенка добрым, или Какие ошибки допускают взрослые "Как воспитать ребенка добрым, или какие ошибки допускают сами взрослые. Ребенок - чистая...