«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
статья (младшая группа)
«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
Черкасова Екатерина Олеговна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»
г. Мичуринска Тамбовской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
Черкасова Екатерина Олеговна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»
г. Мичуринска Тамбовской области
“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать заблаговременно”.
Т.В.Костяк.
Адаптация ребенка раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению достаточно не простой вопрос для родителей. Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. Ведь до этого все происходило на их глазах. Было внимание, забота, любовь всех близких. А будет ли все это в детском саду?
Детям не только раннего возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них, по – разному проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие мамы и папы, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Выделяют три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая степень адаптации.
При адаптации легкой степени наблюдаются:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются в течение месяца и более, состояние эмоционально неустойчивое. Отношение к близким – эмоционально – возбуждённое: плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Самая последняя степень адаптации и самая тяжелая, которая вызывает особую тревогу. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение аппетита, физической и эмоциональной активности – это симптомы, обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и не предохраняют его от многочисленных инфекционных факторов новой окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его эмоциональном состоянии. Ребенок может отказываться от еды, от игр и общения.
Как же и чем помочь ребёнку в период адаптации? На базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» функционирует ЦИПР «Ладушки», для детей от 1 до 3 лет, не посещающих ДОУ, в котором с детьми проводятся адаптационные занятия, а с родителями тренинги взаимодействия, беседы и консультации по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. На данных консультациях родителям даются рекомендации о том, что готовить ребенка к ДОУ необходимо заранее, рассказывать малышу о детском саде, о том, что там много детишек, новых игрушек, создавать у ребенка настроение радостного ожидания. В то же время готовить его к предстоящей разлуке: практиковать недолгие расставания (в магазин, на работу). Можно придумать свой ритуал прощания, ребенок всегда должен быть уверен в том, что вы всегда придете за ребенком.
Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, принимать активное участие в одевании, мытье рук, пользоваться туалетом, ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в дошкольном учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.
Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. Будет готов к общению со сверстниками, не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада. Все дети, которые посещали наш Центр игровой поддержки ребенка «Ладушки», прошли адаптацию к ДОУ безболезненно.
Список используемой литературы.
О.Г. Заводчикова «Адаптация ребенка в детском саду» Москва, «Просвещение»,2007 г.
Н.В. Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Москва, «Учитель», 2007 г.