Нецензурная брань
консультация (подготовительная группа)

Денисова Алёна Сергееевна

Родиельское собрание в подготовительной группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему

"Нецензурная брань в детской речи"

Ход собрания:

  1. Нецензурная брань детей.
  2. Психологические особенности детей 6 лет (выступление психолога).
  3. Результаты диагностики по разделам программы.
  4. Разное:

- выпускной детей (чаепитие);

- закрытие и открытие д/с;

- благодарственные письма родителям.

1. Нецензурная брань детей.

Сегодня речь пойдет о том, что засоряет и огрубляет нашу речь. Сегодня мат можно услышать везде: на улице, в СМИ, в автобусе. Но особо неприятно услышать неприличные выражения из уст собственного ребенка. Казалось бы, смешно, что то, чего мы должны стыдиться, выставляется напоказ.

Итак, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью. Почему так происходит? Не притязательное, но меткое сатирическое стихотворение "Порочный круг" А. Муратова как нельзя лучше демонстрирует причину такого положения на самом низком, "бытовом уровне".

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был "фольклор".

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И усвоив весь "набор"

Вновь украсил им забор.

К сожалению, все чаще дети начинают употреблять матерные слова, вызывая шок у родителей. Ругань противоестественна. Хотя ее можно считать своего рода применением языка, причем достаточно распространенным (бранные слова и выражения присутствуют, наверное, во всех языках мира), по своей сути она противоречит всему языку. Брань и язык решают задачи рямо противоположные. Цель языка состоит в объединении людей. Люди говорят между собой, чтобы лучше понять друг друга. Без этого невозможно жить и действовать сообща. У ругани цель иная: ее задача - не сблизить, а наоборот, разобщить людей, провести между ними границу. Бранясь, человек показывает другому, что он должед держать дистанцию, знать свое место. И место это может оказаться самым ничтожным.

Корни матерщины лежат в язычестве. Не все слова, которые мы сегодня считаем матерными, восходят к яззыческому культу, но тем, что люди матерятся, мы обязаны скорее всего ему. Языческие обряды, посвященные самым разным богам, часто принимали формы, оскорбляющие нравственное сознание обыкновенного человека. Этому своего рода "священодействию" соответствовал особый язык. Эта непотребная речь, немыслимая в обыденной жизни, была нормой общения во время языческого празднества.

Ситуация резко изменилась с принятием христианства. Тому языку, что славил Бога, не пристало блудить словами. Матерные слова должны были выйти из употребления. Однако этого не случилось.

В первые века христианства, матерщина была на Руси явлением более редким, поскольку воспринимались как преступление и сквернословом и обществом.

Нецензурная лексика - обычное явление российской повседневности. Судя по данным опроса, большинство наших сограждан - 72% - "часто"слышат ее на улицах, в транспорте, других общественных местах; 24% слышат, но "редко", и лишь 2% "никогда", по их словам не сталкивались в публичных местах с нецензурной бранью.

Говоря о себе, большинство респондентов признали, что время от времени им случаетсянецензурно выражаться (впрочем, 55% говорят, что такое случается "редко"; 13% не скрывают, что выражаются "часто", а 30% "никогда", по их словам, не используютнецензурные слова в своей речи).

Другая форма представления нецензурной лексики в российской повседневности - это непристойные надписи, на стенах зданий и заборах. 44% респондентов сказали, что они видят их "часто", 36% - "редко" и лишь 13% - "никогда".

Сейчас мат можно услышать из уст детей. Очень часто причиной проблемы является отсутствие внимания со стороны родителей. А ребенок, произнеся запретные выражения, тут же становится центром внимания. И даже если ребенка настигнет кара, все равно ему подсознательно становится комфортней, ведь родители рядом. Типично главенствующее положение отца, добыдчика и главы семейства, а если положение вещей нарушено, то ребенок не получает полноценного развития, замыкается в собственном мирке, или начинает подражать людям (сверстникам и взрослым), перенимая не всегда хорошие качества.

Если проблему не решить на корню сразу, это может осложниться в будущем. Матные выражения довольно быстро становятся словами-паразитами. А ведь у ребенка и словарный запас невелик, и матные слова становятся прекрасным средством передачи мыслей и эмоций.

Причины использования мата у детей: от двух до пяти лет - это простое подражание окружающим. Ограничте ваши выражения при ребенке, и проблема может исчезнуть. От пяти до семи лет - это часто бунт, против общепринятого. Ребенок говорит такие слова уже осознанно, прекрасно понимая их негативный смысл. С восьми до двенадцати-тринадцати лет ситуация вновь меняется. Ребенок понимает, где можно использовать мат, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше. После двенадцати-четырнадцати, нецензурные выражения исчерпывают себя, употребляются в анекдотах и для выражения эмоций (если уже не стали словами паразитами).

Игра "Ромашка"

  1. Как бы вы поступили услышав от своего ребенка нецензурные (матные) слова?
  2. Как вы считаете, нужно ли ребенку разъяснять значение произнесенного им нецензурного слова?
  3. Как вы поступите, если ваш ребенок произнес нецензурное (матерное) слово на людях?
  4. Зачастую, "ваш" ребенок выражается нецензурно при негативных эмоциях. Как бы вы поступили в такой ситуации?
  5. Как вы считаете, с какой целью дети произносят нецензурные слова?

Что же делать, если Ваш ребенок стал употреблять матные слова, или вы боитесь, что бы дети не стали их использовать? 

Для начала просто оградите его от источников нецензурных выражений. * Если вы в первый раз услышали матное слово, не проявляйте никаких реакций. Проследите за ребенком. Если он понимает смысл сказанного, он отреагирует сам. Не увидев реакцию, попробует вновь ее вызвать. Если опять ничего не произойдет, слово перейдет в категорию обычных и скоро исчезнет. Если ребенок не понял значения сказанного матного слова, то следует, что он просто где-то услышал его и непроизвольно воспроизвел. Такое слово скоро само исчезнет из его лексикона. *Если ребенок просит вам объяснить значение матного слова, спокойно растолкуйте ему, что слово плохое, ругательное, и использовать его нельзя. * При произнесении слова при людях, не налетайте на ребенка, лучше переведите все в шутку и только потом, наедине, поговорите с ним. * Если ребенок выражается нецензурно при негативных эмоциях, поговорите с ним, растолкуйте как правильно вести себя в гневе, или раздражении. * Если ребенок не понимает объяснений, ничего не помогает, то лучше обратитесь к детскому психолгу.

И напоследок о неправильных подходах. *Нельзя заперещать без объяснения, ведь запретный плод сладок. *Нельзя самим употреблять маты - будьте последовательны. *И ни в коем случае не отчитывайте ребенка при посторонних, это может стать причиной психологической травмы.

2. Психологические особенности детей 6 лет (выступление психолога).

  1. Результаты диагностики по разделам программы.

В конце учебного года, была провевена диагностика детей по следующим разделам программы:

- ознакомление с худ. литературой;

- развитие элементов логического мышления;

- подготовка к грамоте;

- развитие экологических представлений;

- развитие элементарных математических представлений.

4. Разное:

- выпускной детей (чаепитие). Уважаемые родители 30 мая (время и место обсудить) мы хотели бы пригласить вас на чаепитие посвященное окончанию учебного года в старшей группе и выпуска нескольких детей из нашей группы в школу.  

- закрытие и открытие д/с. С 3 июня - 17 июля + соскоб и справка от педиатора.

- благодарственные письма родителям. Ну а теперь о самом приятном. Мы хотели бы поблагодарить родителей, за активное участие в жизни группы и д/с в течение года. За ваше активное участие нам хотелось бы вам вручить эти Благодарственные письма. И сказать, что все что делалось вами в течение года, а именно участие на выставках, субботниках, праздниках, все это делалось не только для нас воспитателей и д/с, но и для благоприятного прибывания ваших детей в ДОУ.

Следующий учебный год будет таким же плодотворным и активным. И хочется, чтобы родители, также активно принимали участие во всех запланированных в новом у.году мероприятиях, выставках и т.д.

Наше родительское собрание подошло к концу, спасибо за внимание!

       

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ.

Слайд 2

Природа бранных слов. Корни матерщины лежат в язычестве. Не все слова, которые мы сегодня считаем матерными, восходят к языческому культу, но тем, что люди матерятся, мы обязаны скорее всего ему. Языческие обряды, посвященные самым разным богам, часто принимали формы, оскорбляющие нравственное сознание обыкновенного человека. Обряды учинялись не ради самого разгула страстей, но ради богов. Этому своего рода «священнодействию» соответствовал и особый язык. Эта непотребная речь, немыслимая в обыденной жизни, была нормой общения во время языческого празднества.

Слайд 3

Ситуация резко изменилась с принятием христианства. Идеал нравственности, воспринятый вместе с православной верой, обязывал обуздывать речь. Тому языку, что славит Бога, не пристало блудить словами. Матерные слова должны были выйти из употребления. Однако этого не случилось. В первые века христианства, матерщина была на Руси явлением более редким, поскольку воспринималась как преступление и самим сквернословом и обществом.

Слайд 4

О нецензурных выражениях российской повседневности. Данные опроса: 72% – «часто» слышат нецензурные выражения на улицах, в транспорте, других общественных местах; 24% - слышат, но «редко» ; 2% - «никогда» , по их словам, не сталкивались в публичных местах с нецензурной бранью.

Слайд 5

55% - употребляют в своей речи нецензурные слова «редко» ; 13% - не скрывают, что выражаются «часто» ; 30% - «никогда» , по их словам, не используют нецензурных слов в своей речи.

Слайд 6

Нецензурная брань в детской речи. Неосознанные причины: - повторение нецензурных бранных слов за родителями или за близкими родственниками, с которыми ребенок проводит много времени; - повторение за другими детьми.

Слайд 7

Осознанные причины: стремление казаться взрослей среди сверстников; бунтарство; провоцирование реакции взрослых (полуосознанная причина, часто возникает из-за недостатка внимания); потребность скрыть свою слабость. Косвенной причиной употребления нецензурной брани у детей может стать недостаток слов в словарном запасе , когда ребенок, не знакомый или забывший название предмета, обзывает его каким-то одним ругательным словечком.

Слайд 8

Какие иные причины использования мата у детей? Все зависит от возраста. 2 – 5 года – это простое подражание окружающим. Ограничьте ваши выражения при ребенке, и проблема может исчезнуть. 5 -7 лет – это часто бунт, против общепринятого. Ребенок говорит такие слова уже осознанно, прекрасно понимая их негативный смысл. 8 – 13 лет - ситуация вновь меняется. Ребенок понимает, где можно использовать мат, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше. после 14 лет - нецензурные выражения исчерпывают себя, употребляясь в анекдотах и для выражения эмоций (если уже не стали словами-паразитами).

Слайд 9

Ответственность за нецензурную брань Для любителей «острого словца» в присутствии публики, а в юридической терминологии – «нецензурной брани в общественных местах» КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: Статья 20.1. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Слайд 10

Борьба с нецензурной бранью: никогда самим не браниться и по возможности ограждать ребенка от мата: смело пресекать брань посторонних в присутствии своего чада; стоит попробовать никак не отреагировать на единожды сказанное ребенком матное слово: возможно, не обнаружив никакой реакции, он не станет больше произносить его; объяснять ребенку недопустимость ругани следует только наедине с ним, но никогда не при посторонних; если брань из уст сына или дочери в детском возрасте стала частой, знакомство со словарем ненормативной лексики может иметь эффект: бранные слова потеряют для ребенка исключительность и, следовательно, важность; обозначьте ребенку, что ругань – признак недалекого ума и является уделом людей, недостойных уважения; кроме того, использование нецензурной брани характеризует человека как неспособного повзрослеть, вынужденного оставаться в ребяческом возрасте; если ваши методы не срабатывают, обратитесь к психологу, но о причине визита ребенку лучше сказать менее определенно, не делать акцент на том, что причина обращения к врачу – использование в речи мата; если ваш ребенок уже начал ругаться, то купите ему побольше хороших книг , в которых исключены нецензурные слова; когда ребенок называет какой-то предмет бранным словом, спокойно поправлять его, обязательно обозначая правильный термин, обозначающий этот предмет.

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекторий для родителей "Ребёнок произносит бранные слова. Что делать ?

В данном лектории предлагаются варианты как вести себя если ваш малыш ругается. Раскрывается этиология бранных слов у детей дошкольного возраста. Содержится практический материал пл стабилизации эмоци...

Консультация для родителей ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК РУГАЕТСЯ НЕЦЕНЗУРНЫМИ СЛОВАМИ?

Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда! Что дел...

Рекомендации по борьбе с нецензурными выражениями у детей

рекомендации для родителей и педагогов по профилактике нецензурной речи у детей дошкольного возраста...

Если ребенок говорит нецензурные слова

Какой бы благополучной ни была семья, ребёнка невозможно оградить от воздействия внешнего мира. И рано или поздно из уст малыша родители могут услышать нецензурное слово. У одних взрослых это вызывает...

Как отучить ребенка от нецензурных слов

Как отучить ребенка от нецензурных слов...

Нецензурные слова в лексиконе детей.

Нецензурные слова в лексиконе детей. Не удивляйтесь, если в лексиконе ребенка однажды появятся неприличные слова. Малыш «впитывает» все, что происходит вокруг. Незнакомые (пусть и бра...