Рекомендации для родителей «Учим говорить правильно».
методическая разработка (старшая группа)
Представлены рекомендации по формированию грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.docx | 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей : "Учим говорить правильно"
Родители, воспитывающие своих детей дома, как правило, не задумываются над вопросом: следует ли формировать грамматический строй речи у ребенка?
Дело в том, что грамматический строй речи формируется стихийно как побочный продук других деятельностей, опосредованных языком, включенных в общение.
В дошкольных учреждениях воспитатели целенаправленно планируют педагогический прцесс, и в том числе грамматическую работу, так как давно доказано: при стихийности воспитания и обучения многие вопросы выпадают из поля зрения, что неблагоприятно сказывается на развитии детей.
Во-первых, следует учитывать логику и ведущие тенденции естественного развития детей.
Во-вторых, задачи освоения грамматического строя речи выступают не как самоцель, а подчиняются освоению форм общения и речи, освоению содержательных деятельностей - игровой, художественно-речевой, изобразительной, конструктивной т.д.
В-третьих, грамматические средства языка должны выполнять в этих деятельностях свою очень важную роль, но подчиненную им, за тем редким исключением, когда средство это в единстве формы и содержания предстает пред ребенком как специальный объект познания.
Перед педагогом стоит цель- создать в группе условия для полноценного формирования у детей грамматического компонента языковой способности, механизма грамматического структурирования высказывания в процессе речепорождения в единстве его мотивационной, исполнительской, ориентировочной и контролирующей составляющих. Цель эта достигается, когда педагог опирается на естественную потребность ребенка общаться, осваивать окружающий мир, выражать собственные чувства, мысли в словесной форме.
Задачи собственно грамматической работы включают:
1) обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
2) расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения;
3) развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Грамматический строй речи , его семантическая сторона формируется, прежде всего в повседневном общении и в детской деятельности- в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Следовательно, важное педагогичекое условие - грамотная организация деятельности взрослыми в повседневной жизни с тем, чтобы дети постигли причинно-следственные отношения через наблюдения, экспериментирования с объектами неживой и живой природы.
К этому можно отнести:
-рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, картинок;
-знакомство с материалами и предметами из них;
-подготовка реквизита к дидактическим и театрализованным играм;
-впечатления от праздника;
-сюжетно-дидактические игры;
-сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации на основе литературных произведений;
-отгадывание и загадывние загадок.
В старшем дошкольном возрасте в работу по обучению детей правильным грамматическим формам следует включать:
-ситуации " письменной речи" (ребенок диктует рассказ, взрослый его записывает);
-игры и упражнения, включающие употребление трудных грамматических форм имен существительных, прилагательных, глаголов; использующих наречия и предлоги; согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; неизменяемые существительные; степени сравнения прилагательных и наречий.
Цель этих игровых упражнений- обратинить внимание на звучание слова и его частей.
Особое внимание следует обратить на словообразование. Ранее
детское словотворчество и словообразование рассматривалось в контексте грамматических ошибок. Современные исследования показали: необходимо создавать условия, при которых все дети имели бы возможность приобщиться к словотворчеству исловообразованию. Такие условия создаются в дидактических играх в процессе обучения связной речи и рассказыванию.
Систематическая работа по развитию речи в единстве всех ее сторон , прежде всего связной речи, расказывания, позволяет решить задачи формирования грамматического строя языка ребенка (морфологии, словообразования, синтаксиса ), затрачивая на всю специально организованную речевую работу (по звуковой культуре речи, словарю, грамматике, связной речи) от 15 минут в неделю в младших группах до 30-35 минут в старших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Учимся говорить правильно"
Советы для родителей...
Консультация для родителей "Учимся говорить правильно"
Рекомендации родителям...
Консультация для родителей «Учимся говорить правильно»
Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...
Консультация для родителей. Учимся говорить правильно.
Консультация для родителей. Учимся говорить правильно.Для чего надо красиво и правильно говоритьРечь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении ...
Консультация для родителей " Учимся говорить правильно".
В данном материале говорится о проблемах развития речи у детей дошкольного возраста,даются рекомендации для родителей и примерный материал для работы с детьми....
консультация для родителей "Учимся говорить правильно"
Консультация для родителей Учимся говорит правильно....
Консультация для родителей "Учимся говорить правильно"
Для чего правильно и красиво говорить....