картотека народов мира
методическая разработка (старшая группа)
Игры разных народов Туркменские игры «Хромая курица» (подготовительная группа) Цель: проведение игр-аттракционов. На расстоянии 8—10 м одна от другой проводятся две параллельные линии. Это старт и финиш. Все игроки разбиваются на тройки. Два крайних игрока каждой тройки берутся за руки, а средний игрок закидывает левую ногу за руки своих товарищей. По сигналу все тройки бегут к финишу, при этом среднему игроку приходится скакать на одной ноге,4 слегка опираясь на плечи друзей. Тройка, прибежавшая к финишу раньше других, выигрывает. Правила игры: если средний игрок во время бега коснется, левой ногой пола, то его тройка проигрывает. Среднему' игроку запрещается виснуть на плечах товарищей.
|
Игры разных народов
Дагестанская игра «Надень папаху» (подготовительная группа) Цель: проведение игр-аттракционов. Джигит сидит на стуле. На восемь — десять шагов от не; отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы сориентировался, где стоит джигит. Водящему завязыва глаза, поворачивают кругом, дают в руки папаху. Он дол жен сделать определенное количество шагов и надеть пап; на джигита. Остальные участники игры считают вслух водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Правила игры: водящий не должен подсматривать, а играющие не должны подсказывать ему.
|
Игры разных народов Немецкая игра «Прыжки в мешке» (подготовительная группа) Цель: умение ориентироваться и сохранять равновесие. ; Дети делятся на несколько команд. В каждой команде пой 2—3 играющих. Они становятся друг за другом лицом к исходной линии. Для каждой команды приготовлен чистый, со-J ответствующий росту детей мешок. Первые игроки команд под-' ходят к мешкам, берутся за их края, забираются в них. Затем они подтягивают мешки вверх до уровня пояса или груди так,1 чтобы те расправились, и крепко держатся за них. По коман-' де: «Вперед!» — игроки прыгают в мешках до обозначенной цели, а затем возвращаются к исходной линии. Тут они выбираются из мешков и передают их следующим игрокам своих команд. Правила игры: прыгать надо, отталкиваясь одновременно обеими ногами и не слишком быстро, бежать нельзя. Вначале, если кто-либо из детей затрудняется с выполнением задания, товарищ по команде может ему помочь. Выигравшей считается та команда, которая раньше справилась с заданием.
|
Игры разных народов Казахская игра «Подними монету» (подготовительная группа) Цель: развитие ловкости, быстроты реакции. На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки — передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. На скаку, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет. Правила игры: начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет, нельзя стоять на месте.
|
Игры разных народов
Армянская игра «Банки разрушились» (подготовительная группа) Цель: развитие меткости, ловкости, быстроты реакции. В середину начерченного круга ставят три цилиндрические фигуры-банки одну на другую. Выбирают водящего, который стоит у круга. Другие игроки отходят на 3—5 м за начерченную заранее линию, откуда бьют мячиком по банкам. Другой линией отмечают границу, до которой водящий может ловить игрока. Не попав в банку, игрок бежит к своему мячику, берет его и старается вернуться на место. Если водящий поймает его в этот момент, они меняются ролями. Если игрок добежит до мяча и поставит на него ногу, водящий не должен ловить его, но он может поймать игрока, когда тот побежит с мячом обратно. Если же игрок попал в банки, он получает право спокойно вернуться на свое место. В течение игры можно несколько раз попадать в башню из банок, разрушая ее. Разрушенную башню складывает водящий. Пока башня не восстановлена, водящий не имеет пра- : ва бежать за игроками, поэтому игроки стараются отбить банки как можно дальше. Если водящий не успеет никого поймать, то все возвра- ; щаются на свои места и снова бьют по банкам. Но если он успеет поставить башню и поймать кого-нибудь из игроков, то с ним меняются ролями. Правила игры: в башню из банок бьют, не заходя за линию. Преследовать игрока можно только до условной линии, начерченной перед линией броска. Игроки должны брать только свой мячик.
|
Игры разных народов Бурятская игра «Белый шаман» (средняя группа) Цель: развитие слухового внимания, сообразительности. Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
|
Игры разных народов Русские народные игры (Смоленская область) «В холсты» (старшая и подготовительная группы) Цель: развитие координации движений, умения сохранять равновесие. Двое играющих ребят становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы жгут (веревку, палку). С возгласами: «Тяни холст, будет толст!» — тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурки. Проиграет тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.
|
Игры разных народов Русские народные игры (Калужская область) «Змейка» (подготовительная группа) Цель: развитие находчивости, сообразительности, сноровки. Рисуется большой круг. По окружности садятся играющие. За их спинами ходит водящий. Неожиданно он бросает на середину круга веревку — змейку. Все вскакивают, стремясь как можно быстрее встать на нее. Тот, кому места не хватит, выбывает из игры. Водящий, бросая змейку в круг, постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участник, который и становится водящим.
|
Игры разных народов Таджикская игра «Сбор тюльпанов» (старшая группа) Цель: развитие слухового внимания, сообразительности. Играющие делятся на группы по три человека. Тройки становятся на расстоянии 1 м одна от другой. Перед игроками проводится линия, с которой начинается игра. На расстоянии 15—20 м проводится еще параллельная линия, а от этой чертится еще одна параллельная линия на расстоянии 0,5 м. Таким образом получается коридор — арык. Выбирается водящий, его зовут Мавлюда. Водящий становится за линией арыка. По первой команде игроки каждой тройки кладут руки на плечи друг другу, по второй команде — поют песни или рассказывают стихотворение и выполняют различные движения, продвигаясь вперед в сторону арыка. Примерно это выглядит так:
Игроки шагают.
Опускают руки и имитируют сбор тюльпанов.
Все опять кладут руки на плечи и так бегут до арыка.
Постукивают ногами о землю.
Опускают руки и бегут за начальную черту. Мавлюда гонится за тройками и ловит убегающих, но только до начальной черты. Если Мавлюде удается поймать игрока, то водящий меняется местами с пойманным. Мавлюда становится в тройку на место последнего. Если Мавлюда долго не может поймать игрока, тогда можно выбрать другого водящего. В заключение отмечают лучшего водящего и игроков, которые ни разу не были пойманы. Правила игры: игроки должны доходить до линии арыка и убегать только после слов: «Мавлюда болеет». Водящий не имеет права выходить вперед, пока не услышит последнее слово. Если он выбежит раньше, пойманные не засчитыва- ются. Игрок считается пойманным, если Мавлюда коснулся его рукой.
|
Упражнения для формирования осанки во время игры
«Угадай, чей голосок» По считалке выбирается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят: Собрались мы все в кружок, Ты послушай нас, дружок, Угадай — чей голосок? По указанию воспитателя один из детей говорит: «Это я, узнай меня». Водящий должен узнать, чей это был голос. В конце игры отмечаются дети, которые с первого раза узнали по голосу участника игры. Цель: развитие слухового внимания и сообразительности.
|
Упражнения для формирования осанки во время игры
«Запомни свой цвет» Играющие разбиваются на 3—4 группы. Игрокам каждой группы даются кружки (кубики, флажки, платочки) определенного цвета (красного, синего, зеленого, белого и др.). Воспитатель, находясь в центре зала, поднимает кружок и называет цвет (например — белый). Дети с кружками белого цвета должны подбежать к нему, в то время как дети с кружками другого цвета — отбежать от него и разбежаться по залу. В конце определяется та команда, которая точнее и быстрее реагировала на сигнал, соответствующий своему цвету. Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения реагировать на цвет.
|
Упражнения для формирования осанки во время игры
«Пушбол» Игра проводится с помощью воздушного шарика, который играющие перебрасывают через сетку команде противника и не дают упасть на пол на своей стороне. В каждой комаде по 5—6 игроков. Побеждает команда, которая за время проведения тайма большее количество раз перебросила шарик противникам. Цель: развитие меткости, ловкости, внимания, быстроты реакции.
|
Упражнения для формирования осанки во время игры
«Тишина» Дети ходят по залу, произнося слова: Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте, малыши! Произнеся последние слова, дети останавливаются и принимают одну из поз, в которой и находятся в течение всего времени звучания тихой музыки (10—20 секунд). Победителями становятся те, кто не пошевелился до конца мелодии.
Позы сна:
|
Игры-аттракционы «Веселые поварята» Формируются две команды по 2—3 человека. Игра проводится в виде эстафеты. Для каждой команды готовится по комплекту одежды поваренка (колпак, фартук, пальто, шарф, халат) и комплекты детской посуды (чайник, кастрюля, чашка, ложка, вилка, ведро). Участники игры по сигналу воспитателя бегут от старта к месту, где для каждой команды сложены все атрибуты игры. Играющие решают, кто в каждой команде будет поваренком. Быстро помогают поваренку одеться в ту одежду, которая необходима. Затем из кукольной посуды сервируют стол, правильно разложив предметы, предназначенные для чаепития. А поваренок должен пантомимически изобразить, какое блюдо он приготовил. Побеждает команда, первой выполнившая задание-эстафету
|
Игры-аттракционы «Тень» Дети разбиваются на пары и распределяют между собой роли ведущего и тени (для каждой пары). Ведущие читают стихи Е. Овдиенко: Во дворе за мною тень ходит, бродит целый день, Убегаю — догоняет, отстаю — не отстает. Про меня она все знает, мои тайны выдает. Во время чтения ведущий движется различным образом. Тень, идущая за ним, повторяет все движения. Когда оканчивается чтение стихотворения, каждый ведущий поворачивается к своей тени и говорит: Мне играть с тобой не лень, Догони-ка меня, тень! Дети, изображающие тень, догоняют своих напарников. Игра продолжается со сменой ролей в паре.
|
Игры-аттракционы «Найди камешек» Играющие стоят по кругу лицом к центру, руки за спиной. В центре водящий. По сигналу дети передают друг другу камешек (мешочек, мяч). Водящий старается определить, у кого в данный момент находится передаваемый камешек. Тот, к кому обращается водящий, протягивает руки и показывает их. Если водящий угадал, то игрок, у которого предмет обнаружен, становится водящим.
|
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ
1. «Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
«Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом.)
Что ты плачешь — «ы» да «ы»? Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать. После этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга)
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры разных народов Туркменские игры «Хромая курица» (подготовительная группа) Цель: проведение игр-аттракционов. На расстоянии 8—10 м одна от другой проводятся две параллельные линии. Это старт и финиш. Все игроки разбиваются на тройки. Два крайних игрока каждой тройки берутся за руки, а средний игрок закидывает левую ногу за руки своих товарищей. По сигналу все тройки бегут к финишу, при этом среднему игроку приходится скакать на одной ноге,4 слегка опираясь на плечи друзей. Тройка, прибежавшая к финишу раньше других, выигрывает. Правила игры: если средний игрок во время бега коснется, левой ногой пола, то его тройка проигрывает. Среднему' игроку запрещается виснуть на плечах товарищей. |
Игры разных народов Дагестанская игра «Надень папаху» (подготовительная группа) Цель: проведение игр-аттракционов. Джигит сидит на стуле. На восемь — десять шагов от не; отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы сориентировался, где стоит джигит. Водящему завязыва глаза, поворачивают кругом, дают в руки папаху. Он дол жен сделать определенное количество шагов и надеть пап; на джигита. Остальные участники игры считают вслух водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Правила игры: водящий не должен подсматривать, а играющие не должны подсказывать ему. |
Игры разных народов Немецкая игра «Прыжки в мешке» (подготовительная группа) Цель: умение ориентироваться и сохранять равновесие. ; Дети делятся на несколько команд. В каждой команде пой 2—3 играющих. Они становятся друг за другом лицом к исходной линии. Для каждой команды приготовлен чистый, со-J ответствующий росту детей мешок. Первые игроки команд под-' ходят к мешкам, берутся за их края, забираются в них. Затем они подтягивают мешки вверх до уровня пояса или груди так,1 чтобы те расправились, и крепко держатся за них. По коман-' де: «Вперед!» — игроки прыгают в мешках до обозначенной цели, а затем возвращаются к исходной линии. Тут они выбираются из мешков и передают их следующим игрокам своих команд. Правила игры: прыгать надо, отталкиваясь одновременно обеими ногами и не слишком быстро, бежать нельзя. Вначале, если кто-либо из детей затрудняется с выполнением задания, товарищ по команде может ему помочь. Выигравшей считается та команда, которая раньше справилась с заданием. |
Игры разных народов Казахская игра «Подними монету» (подготовительная группа) Цель: развитие ловкости, быстроты реакции. На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки — передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. На скаку, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет. Правила игры: начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет, нельзя стоять на месте. |
Игры разных народов Армянская игра «Банки разрушились» (подготовительная группа) Цель: развитие меткости, ловкости, быстроты реакции. В середину начерченного круга ставят три цилиндрические фигуры-банки одну на другую. Выбирают водящего, который стоит у круга. Другие игроки отходят на 3—5 м за начерченную заранее линию, откуда бьют мячиком по банкам. Другой линией отмечают границу, до которой водящий может ловить игрока. Не попав в банку, игрок бежит к своему мячику, берет его и старается вернуться на место. Если водящий поймает его в этот момент, они меняются ролями. Если игрок добежит до мяча и поставит на него ногу, водящий не должен ловить его, но он может поймать игрока, когда тот побежит с мячом обратно. Если же игрок попал в банки, он получает право спокойно вернуться на свое место. В течение игры можно несколько раз попадать в башню из банок, разрушая ее. Разрушенную башню складывает водящий. Пока башня не восстановлена, водящий не имеет пра- : ва бежать за игроками, поэтому игроки стараются отбить банки как можно дальше. Если водящий не успеет никого поймать, то все возвра- ; щаются на свои места и снова бьют по банкам. Но если он успеет поставить башню и поймать кого-нибудь из игроков, то с ним меняются ролями. Правила игры: в башню из банок бьют, не заходя за линию. Преследовать игрока можно только до условной линии, начерченной перед линией броска. Игроки должны брать только свой мячик. |
Игры разных народов Бурятская игра «Белый шаман» (средняя группа) Цель: развитие слухового внимания, сообразительности. Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. |
Игры разных народов Русские народные игры (Смоленская область) «В холсты» (старшая и подготовительная группы) Цель: развитие координации движений, умения сохранять равновесие. Двое играющих ребят становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы жгут (веревку, палку). С возгласами: «Тяни холст, будет толст!» — тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурки. Проиграет тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли. |
Игры разных народов Русские народные игры (Калужская область) «Змейка» (подготовительная группа) Цель: развитие находчивости, сообразительности, сноровки. Рисуется большой круг. По окружности садятся играющие. За их спинами ходит водящий. Неожиданно он бросает на середину круга веревку — змейку. Все вскакивают, стремясь как можно быстрее встать на нее. Тот, кому места не хватит, выбывает из игры. Водящий, бросая змейку в круг, постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участник, который и становится водящим. |
Игры разных народов Таджикская игра «Сбор тюльпанов» (старшая группа) Цель: развитие слухового внимания, сообразительности. Играющие делятся на группы по три человека. Тройки становятся на расстоянии 1 м одна от другой. Перед игроками проводится линия, с которой начинается игра. На расстоянии 15—20 м проводится еще параллельная линия, а от этой чертится еще одна параллельная линия на расстоянии 0,5 м. Таким образом получается коридор — арык. Выбирается водящий, его зовут Мавлюда. Водящий становится за линией арыка. По первой команде игроки каждой тройки кладут руки на плечи друг другу, по второй команде — поют песни или рассказывают стихотворение и выполняют различные движения, продвигаясь вперед в сторону арыка. Примерно это выглядит так:
Игроки шагают.
Опускают руки и имитируют сбор тюльпанов.
Все опять кладут руки на плечи и так бегут до арыка.
Постукивают ногами о землю.
Опускают руки и бегут за начальную черту. Мавлюда гонится за тройками и ловит убегающих, но только до начальной черты. Если Мавлюде удается поймать игрока, то водящий меняется местами с пойманным. Мавлюда становится в тройку на место последнего. Если Мавлюда долго не может поймать игрока, тогда можно выбрать другого водящего. В заключение отмечают лучшего водящего и игроков, которые ни разу не были пойманы. Правила игры: игроки должны доходить до линии арыка и убегать только после слов: «Мавлюда болеет». Водящий не имеет права выходить вперед, пока не услышит последнее слово. Если он выбежит раньше, пойманные не засчитыва- ются. Игрок считается пойманным, если Мавлюда коснулся его рукой. |
Игры-аттракционы «Веселые поварята» Формируются две команды по 2—3 человека. Игра проводится в виде эстафеты. Для каждой команды готовится по комплекту одежды поваренка (колпак, фартук, пальто, шарф, халат) и комплекты детской посуды (чайник, кастрюля, чашка, ложка, вилка, ведро). Участники игры по сигналу воспитателя бегут от старта к месту, где для каждой команды сложены все атрибуты игры. Играющие решают, кто в каждой команде будет поваренком. Быстро помогают поваренку одеться в ту одежду, которая необходима. Затем из кукольной посуды сервируют стол, правильно разложив предметы, предназначенные для чаепития. А поваренок должен пантомимически изобразить, какое блюдо он приготовил. Побеждает команда, первой выполнившая задание-эстафету |
Игры-аттракционы «Тень» Дети разбиваются на пары и распределяют между собой роли ведущего и тени (для каждой пары). Ведущие читают стихи Е. Овдиенко: Во дворе за мною тень ходит, бродит целый день, Убегаю — догоняет, отстаю — не отстает. Про меня она все знает, мои тайны выдает. Во время чтения ведущий движется различным образом. Тень, идущая за ним, повторяет все движения. Когда оканчивается чтение стихотворения, каждый ведущий поворачивается к своей тени и говорит: Мне играть с тобой не лень, Догони-ка меня, тень! Дети, изображающие тень, догоняют своих напарников. Игра продолжается со сменой ролей в паре. |
Игры-аттракционы «Найди камешек» Играющие стоят по кругу лицом к центру, руки за спиной. В центре водящий. По сигналу дети передают друг другу камешек (мешочек, мяч). Водящий старается определить, у кого в данный момент находится передаваемый камешек. Тот, к кому обращается водящий, протягивает руки и показывает их. Если водящий угадал, то игрок, у которого предмет обнаружен, становится водящим. |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ 1. «Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
«Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом.)
Что ты плачешь — «ы» да «ы»? Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать. После этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга) |