Работа с родителями
консультация
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй. Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы взаимодействия с семьей:
- анкетирование, посещение семей на дому;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; оформление фотомонтажей и фотовыставок;
- совместные экскурсии;
-дни открытых дверей;
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
-совместное создание предметно – развивающей среды;
-родительские уголки;
-библиотека – передвижка;
-эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;
-совместные проекты.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодная защита проектов. Поначалу стоило больших трудов добиться от родителей активности, но потом они сами говорили, что совместная работа над проектом сблизила их в семье и друг с другом. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Папа, мама, я- спортивная семья», «Ловкие, умелые». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
План работы с родителями в группе 3 года обучения 2014-2015 учебный год.
Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Задачи: Продолжать работу по формированию у родителей правильного понимания цели воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом. Распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы.
Продолжать совместную работу по развитию индивидуальных творческих наклонностей каждого ребенка. Развивать желания посещать студии эстетического воспитания и развития, культурно досуговые центры, кружки.
Осуществлять совместную работу по охране здоровья детей и формированию основы культуры здоровья.
Направления работы с семьями воспитанников:
-информационно-аналитическое (изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка);
- познавательное (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста);
- наглядно – информационное (дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности).
- досуговое (совместные мероприятия позволяют родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
сентябрь | 1-4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Консультация для всех родителей. Тема: «Режим дня в детском саду группы 3 года обучения». Консультация. Тема: «Психологические особенности детей 5-6 лет». Анкетирование родителей с целью выявления вопросов по воспитанию и обучению детей в д/с. Участие родителей и детей в ярмарке «Дары земли Югорской». |
октябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Посещение воспитанников группы на дому. Семьи Попенко П., Чурик С. Папка-ширма ФГОС дошкольного образования. Родительское собрание. Тема: «Основные направления – воспитательно-образовательной коррекционной работы с детьми на 2014-15 год». Персональная выставка рисунков Чурик Софии «Мое лето». |
ноябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Совместное развлечение родителей и детей, приуроченное ко Дню матери. «Мама милая моя». Консультация. Тема: «Культура объединяет народы и времена». Выставка книг: «Книги, которые мы читаем дома». Папка-передвижка «Как провести выходные с детьми». |
декабрь | 1 неделя 2-3 неделя 2 неделя | Коллективное посещение театра кукол «Барабашка». Выставка «Украшаем группу к празднику» (совместные поделки детей и родителей). Совместная работа педагогов и родителей по подготовке детей и проведение новогоднего праздника. |
январь | 2 неделя 4 неделя | Организация выставки рисунков «Мы читаем дома сказки». Родительское собрание. Тема: «Растите детей здоровыми». |
февраль | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Посещение воспитанников группы на дому. Семьи Киркича, Павлечко, Муравьевы. Фото выставка «Мой папа – солдат». Спортивный праздник «Мой самый ловкий папа». Коллективное посещение театра «Барабашка». |
март | 1 неделя 3 неделя
4 неделя | Привлечение пап и детей группы 3 года обучения к созданию совместного коллажа «Любимая наша мама». Экскурсия в библиотеку «Где живут сказки?» Персональная выставка рисунков Попенко Полины «Я рисую цветы». |
апрель | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Выставка-конкурс портфолио дошкольника. Консультация «Наблюдения в природе весной». Защита проекта «Русские сказки и потешки». |
май | 3неделя 4 неделя | Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее». Консультация для родителей: «Сохранение и укрепление здоровья детей в летнее время». Конкурс рисунков «Здравствуй, лето!» |
Сценарий праздника ко дню матери в дошкольном отделении Нижневартовской школы для детей с ОВЗ №1.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умение словами и действиями выразить эту любовь.
Задачи: Воспитывать положительное отношение к маме, желание порадовать ее, продолжать развивать и поддерживать интерес к творческой деятельности, развивать связную речь.
Предварительная работа:
1.Беседа о маме, составление рассказов.
2.Рассматривание фотоальбомов.
3.Рисование портретов мамы.
4. Разучивание стихов, песен и танцев к празднику.
Ход развлечения. Звучит фоновая музыка.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие гости! За окном холод и непогода, а в нашем зале тепло и уютно от улыбок наших самых дорогих и любимых мам! Ведь мама самое прекрасное слово на земле, самое первое, что произносит человек. И на всех языках оно звучит одинакого нежно. И сколько бы лет нам не было, нам всегда нужна мама. Сегодня наши дети приготовили вам праздничный концерт. Начнется он конечно песней о маме. (Под музыку выходят дети и исполняют песню «Маму поздравляют малыши». Муз. Т. Потапенко, сл. Л. Мироновой).
Ведущий: Сегодня не простой денек,
Сегодня праздник мам,
И наш сегодняшний концерт
Мы дарим мамы – вам!
С неба ангелы спустились
Чтоб поздравить наших мам,
С неба Ангелы спустились
И исполнят танец вам!
«Танец Ангелочков» исполняют дети младшей группы.
Ведущий: А сейчас я предлагаю посмотреть праздничный выпуск передачи «Пока все дома». Звучит музыка с заставки передачи. И на большом экране в зале все смотрят поздравление от семьи Семы и Саши. Сегодня мы познакомились с большой семьей. Присоединяемся ко всем их пожеланиям. Приглашаем на нашу сцену мам Семы и Абдула, мам троих сыновей! Они нам расскажут небольшое стихотворение.
1 Мама. Как круто быть мамой 3 пацанов!
И это любому понятно без слов!
Быть мамой девчонок, конечно не то,
Там куклы, посудка, больничка, лото…
Там пышные юбки и косы до пят…
Мне ж подарил Бог 3 пацанят…
Я выучи с ними все марки машин,
А стану постарше – все виды их шин.
Еще подрастут и меня просветят,
2 Мама. Как действует стартер, кардан и домкрат,
Без них я могла ничего не узнать,
Зачем нужен лобзик? Неужто лобзать?
Тиски нам зачем? Чтобы тискать кого-то?
Так много всего, что могло пройти мимо…
Вместе: Но вот оно счастье – 3 парня, 3 сына!
Ребенок: Только мама понимает,
Даже если ты не прав.
Только мама обнимает,
Всех родней на свете ста
Ведущий: Сегодня в нашем зале присутствуют многодетные мамы. Давайте поприветствуем их аплодисментами! Быть мамой – очень большой труд. А быть мамой 3-4 детей – это огромный труд! Сегодня мы хотим наградить грамотами наших мам! Награждение под фоновую музыку. Примите еще раз от нас горячие аплодисменты!
Ведущий: Я прошу поднять руки мам, воспитывающих мальчиков! Вам нечего бояться, когда у вас такие мужественные защитники! Встречайте мальчиков из подготовительной группы с танцем «Солдаты». Танец «Солдаты», Группа «Отпетые мошенники» и Л.Агутин.
Ведущий: А теперь поднимут руки мамы воспитывающих девочек. Воспитывая девочек вы всегда будете ощущать её доброту и ласку.
И для вас «Колыбельная» девочек младшей группы.
Девочки группы качают кукол под песню И.Дубцовой «Колыбельная».
Ведущий: А сейчас я приглашаю всех папа, сидящих в зале, посетить наш мастер класс по оригами в нашей рубрике «Очумелые ручки»!
Под веселую музыку с поддержкой аплодисментов папы делают тюльпан для своих жен и торжественно их вручают.
Ведущий: А для участия в программе «Смак» приглашаются мамы, желающие поделиться своими фирменными рецептами необычного варенья. Выходят мамы, рассказывают и показывают свои баночки с вареньем, раздают всем желающим заранее напечатанные рецепты.
Ведущий: А сейчас всех приглашаем на музыкальную паузу. Звучит пьеса Тиличевой «Мамин вальс» переделанная для исполнения детским оркестром. Всем раздаются муз. Инструменты под «шумовое» сопровождение все желающие танцуют.
Ведущий: Молодцы! Очень приятно было смотреть всех выступающих и танцующих! Я думаю с этим номером мы можем выступить на передаче «Минута Славы»!
Ведущий: А теперь прогноз погоды на завтра (звучит музыка). Завтра на территории нашей страны сохранится ясная и солнечная погода, температура сердца наших мам и их детей 36,5 градусов тепла. В последующие дни осадков не ожидается. И вообще, не забывайте, что после зимы сразу наступает весна, давайте дарить друг другу тепло сердец и хорошее настроение!
Дети становятся в полукруг. «Пожелание маме» - высказываются все дети, начиная словами «Я хочу, чтобы мама…».
Ребенок: Пусть на улице снежок,
Да мороз на порог,
В нашем зале солнце,
Пусть мамочка смеется!
Дети исполняют песню «Мама»
Ведущий: Мы завершаем наш праздник. Дорогие мамы, еще раз поздравляем вас с праздником и желаем всего самого светлого и доброго! Пусть всегда согревают вас улыбки ваших детей! А сейчас приглашаем всех вас на чаепитие в группы!
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями!
Директор Л.Б.Козловская
М.П.
Воспитатель И.Н. Гарькуша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...