Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"
консультация
"Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы.
В современной начальной школе предъявляются высокие требования к уровню готовности ребенка к обучению в школе. Детский сад – это первая ступень в системе образования, он выполняет очень важную функцию подготовки детей к школьной жизни. Оттого, насколько качественно и вовремя ребенок будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, психологи особо выделяют самостоятельность ребёнка, ведь она способствует развитию его личности в целом.
В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. По причине своей занятости, взрослые предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодня становится всё больше. Перед воспитателем встаёт проблема, как же мастерски и без нанесения морального вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Что такое самостоятельная деятельность?
Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем не мешает жить. Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отдельности от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной ячейкой в социуме.
Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «Я сам», и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения показывают, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так стремление к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти – шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, даже не оставив в личности необходимого отпечатка, не став-таки насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные проявления самостоятельности в середине раннего возраста – это признак мнимой самостоятельности.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, очень важно поддержать наших детей в этом.
Обычно уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал когда-то раньше. Его протест направлен не против самого взрослого, а против всего образа жизни. И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.
В поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих. Ребенок постоянно ссорится с окружающими людьми, ведет себя очень агрессивно. Может обзывать взрослого бранными словами, которых раньше не употреблял. Или отказываться играть со своими собственными игрушками и замахиваться на них, как будто они живые.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети стремятся к самостоятельности, но возникает вопрос: что, же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то что они еще малы? Такой ребенок уже способен включатся в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы мама ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего нужно создать необходимые условия для проявлении самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Самообслуживание- как основной признак самостоятельности.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности. Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста (5-7 лет)? В этом возрасте должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:
1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами и есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);
3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом;
5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок личные вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.
Рекомендации родителям:
1. Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.
2. Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность. Приведем пример: Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо.
3. В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что именно вы от него хотите. Указание произносите, тогда, когда ребенок смотрит на вас.
4. При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным.
5. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.
6. Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)
7. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, а также семейного отношения к чистоте и опрятности.
8. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование). Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
9. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.
10. Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя. Например, одевание штанишек может выглядеть так: — сядь на стульчик; — возьми штанишки обеими руками за поясок; — подними ножку и вдень ее в одну штанину; — поставь ножку на пол; — подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину; — встань и подтяни штанишки обеими руками.
11. Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
12. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темы консультаций родителей по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей в самостоятельной художественно-эстетической деятельности.
План консультаций для родителей...
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей « Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей« Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «ППРС как способ формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего ок...
Консультация. Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предпосылки самостоятельностив дошкольном возрасте и рекомендации по ее формированию....
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Как начать развитие самостоятельности у ребенка?...
- Мне нравится (1)