Консультация на тему "Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей на тему "Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_spravlyatsya_s_emotsiyami.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Главные рекомендации родителям, которые хотят воспитать, эмоционально благополучных детей.
Первая рекомендация — это начинать с себя, со своего эмоционального самочувствия. Довольная и счастливая мама даст ребенку намного больше, чем постоянно раздражающаяся и недовольная собой и окружающими.
Вторая рекомендация — это сохранять «ребенка» внутри себя. Играя с малышом, делайте это не как родитель, желающий чему-то научить своего ребенка, развить в нем какие-то качество, а с удовольствием, так, как это делают наши дети.
И наконец, третья! Позволяйте ребенку быть собой, выражать то, что он чувствует, даже если это не самые приятные эмоции. Он живой, он чувствует, и поэтому не может быть всегда довольным и веселым. Принимайте своего малыша разным — он такой один!
Портрет агрессивного ребенка:
- часто ощущает себя отверженным, никому не нужным;
- любит перекладывать вину за ссору на других;
- поведенческий репертуар у него скуден;
- имеет низкий уровень эмпатии;
- отличается большей вспыльчивостью, непокорностью, мстительностью;
- бывает очень обидчив;
- нередко наделен лидерскими чертами, не умеет проигрывать;
- может испытывать подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, мнительность.
Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности.
Критерии агрессивности:
- Часто теряет контроль над собой;
- Часто спорит, ругается со взрослыми;
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает людей;
- Часто винит других в своих ошибках;
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
- Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 перечисленных признака.
Стратегия действий окружающих людей по отношению к агрессивному ребенку:
- сдерживать агрессивные порывы перед их проявлением;
- показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения (невыгодность);
- предоставить детям альтернативные способы взаимодействия с другими детьми;
- обучать конструктивным способам выражения гнева;
- чаще хвалить за хорошие поступки;
- быть последовательным в своих действиях;
- требования к детям должны быть разумны.
Гнев возникает в ответ на событие, которое человеку не нравится.
Тогда происходят изменения на телесном уровне: повышается сердцебиение, мышцы напрягаются, дыхание становится учащенным. Маленькие дети могут кричать, драться, бросаться предметами. Дети постарше начинают обзываться, плеваться. Подростки и взрослые часто сдерживаются и даже улыбаются несмотря на бушующие внутри эмоции, а могут себя вести как маленькие.
Между тем известно, что гнев может иметь и позитивный эффект - он мобилизует внутренние силы организма. Это нередко помогает преодолеть самого себя в трудной ситуации, защитить слабого.
Как перевести гнев в мирное русло:
Обычно взрослые призывают детей вообще никогда не злиться или никак не выражать своих переживаний. И тогда всякий раз, когда ребенок испытывает гнев (а не испытывать его он не может - это физиологический механизм, запускающийся в любой ситуации, не удовлетворяющей человека), он думает, что с ним что-то не так, стыдится себя и еще больше злится. Однако в зависимости от темперамента, личностных особенностей, а также стиля родительского воспитания одни люди злятся в основном на себя, а другие - исключительно на окружающих.
Что могут сделать родители, чтобы сын или дочь научились понимать причины своих переживаний и цивилизованно выражать гнев?
Шаг первый: озвучить состояние ребенка.
Это очень важно, т. к. ребенок учится распознавать свои чувства при условии, что взрослые ему их называют. Начиная с 2-2,5 лет называние чувств ребенка позволяет ему не ощущать себя плохим, когда с ним происходит то, что родителям не нравится. Он начинает понимать: "Если в теле ощущаю то-то и то-то или хочу сделать что-то определенное – значит, испытываю злость (грусть, радость, удивление, страхи т. д.)". И тогда появляется выбор: можно выразить переживаемое разными способами.
Если ребенок явно на что-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: "По-моему, ты злишься на что-то или на кого-то". Привыкший во всем обвинять других скорее всего довольно быстро опишет в красках, какие плохие люди его окружают. Ребенок, скрывающий переживания, может сразу не признаться в том, что произошло.
К сожалению, это часто случается из-за опасения, что родители осудят, поэтому придется приложить усилия, чтобы его разговорить. Можно сказать прямо: "Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что-то произошло. И хочу помочь". Можно поделиться воспоминаниями из собственного детства: "Когда я была маленькая, то очень расстраивалась, если..." - дальше приводится ситуация, похожая на произошедшую с ребенком.
Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев мы обходим этот важный момент и сразу начинаем давать советы. Потом, правда, удивляемся, что после наших во всех отношениях правильных рекомендаций вместо благодарности получаем упрек: "Ты меня не понимаешь!". Дело в том, что, только присоединившись к чувствам ребенка, мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться и открыться для конструктивного обсуждения.
Только присоединившись к чувствам ребенка, мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться.
Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. Другой вариант поведения - искренняя вера в то, что жизнь теперь закончилась и выход только один - умереть. И то, и другое - показатели сильных переживаний. Родителям в таких ситуациях стоит говорить, что они понимают сильные эмоции ребенка. Например: "Чувствуется, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей". Или: "Когда попадаешь в неприятную ситуацию, да еще на виду у всех, то действительно хочется провалиться сквозь землю раз и навсегда".
Такими комментариями родители, с одной стороны, показывают ребенку, что они действительно готовы выслушать и помочь, а с другой - расширяют его представления о том что конкретно задело и стало причиной гнева. Иногда взрослые ошибочно думают, что дети способны логически разложить по полочкам произошедшее с ними. Но это возможно только в возрасте 7-9 лет и то при условии, что начиная с 2,5-3 лет ребенка учили устанавливать причинно-следственную связь событий. Ведь дети часто не понимают, что именно их так сильно разозлило. Поэтому важно, чтобы взрослый сам проводил такие логические связи. И желательно это делать не в момент пика ярости ребенка, а когда он успокоится.
Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом.
Если постоянно сдерживать злость, то нерастраченное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы.
Еще раз отметим: злость заложена в нас природой для того, чтобы мы могли себя защитить в случае опасности. Если постоянно ее сдерживать, то нерастраченное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы. Как следствие, возникает плохое самочувствие, различные боли, ребенок начинает отвлекаться, становится плаксивым или раздражительным. Поэтому так важно вовремя "освободиться" от гнева и злости. Понятно, что драка, ругань, плевки, укусы - это запрещенные приемы.
Можно попросить ребенка звуком и движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет дикий вопль, рычание, топанье ногами, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется также нарисовать свой гнев, а потом лист бумаги скомкать, порвать. Хорошо, если родитель сделает то же самое вместе с сыном или дочерью.
Самое главное, научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении (спортивные секции, длительные прогулки). Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно проявлять свои чувства.
Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события. Использовать обсуждение проблемных ситуаций. Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. В ролевой игре ребенок получает возможность поставить себя на место других.
Шаг четвертый: обсудить случившееся.
Теперь стоит в спокойном тоне поговорить, что на самом деле задевает ребенка. Ведь всех, например, толкают на прогулке, но не все из-за этого злятся. Обычно за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение сверстников и т. д. Выявив истинные мотивы, можно найти способ их удовлетворения.
Если такой схемы поведения придерживаться постоянно, то ребенок научится справляться с гневом. А также он будет понимать, что с ним происходит, и сумеет объяснить это другим. Сможет выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И, что немаловажно, он усвоит для себя разные варианты выхода из сложной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: “Научите ребенка любить живую природу”
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любовать...
Семинар-практикум «Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев».
Дано определение гнева, схема поведения педагога, памятка...
Консультация для родителей "Научите ребенка рисовать"
Консультация для родителей по рисованию...
Консультация для родителей - Учите ребенка справляться с гневом
Для того чтобы научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями, родителям необходимо самим освоить несколько методик и упражнений, снимающих состояние эмоционального напряжения....
Консультация "Как научить ребенка адекватно выражать свои эмоции"
Памятка для педагогов и родителей о значении эмоций в жизни ребенка....
Консультация для родителей "как научить ребенка справляться с гневом"
Дети, как и все люди, могут иногда испытывать чувство гнева. И это нормально. Вообще испытывать любые эмоции - это нормально. При этом чем младше ребёнок, тем больше он реагирует на ситуации эмоционал...