Буклет "Пескотерапия"
консультация
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему знания об окружающем мире.
Одновременно с развитием игра в песочнице способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. Пескотерапия – это игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_2.docx | 532.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему знания об окружающем мире.
Одновременно с развитием игра в песочнице способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. Пескотерапия – это игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.
ПЯТЬ ШАГОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА.
1. Демонстрация песочницы («Песочница таит в себе много загадок. По вашему желанию она может превратиться в морское царство, может – в царство царя Берендея, а может стать для вас листом бумаги, на котором вы нарисуете все, что захотите. С помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».)
2. Демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)
3. Знакомство с правилами игр на песке.
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
4. Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
5. Завершение занятия, ритуал выхода. (Завершая работу в песочнице, учащиеся разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Например:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Упражнения «Чувствительные ладошки»
Цель: развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимать мышечную напряжённость.
* «Поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
* Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.).
Детские секретики
Цель: формировать умение рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
Мы создаем мир
Цель: развивать и расширять представления ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
Общим словом назови и напомни
Цель: развивать память, внимание, умение классифицировать предметы по заданным признакам
Ребенку даем задание: построить в песочнице лес и заселить его животными. Он выбирает только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил. Взрослый убирает одно животное, а ребенок говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю
Волшебные отпечатки на песке
Цель: развивать воображение, моторику рук.
Педагог и ребенок оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.
Песочные строители
Цель: закреплять пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.
Педагог: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
.МАДОУ ЦРР ДС №125 города Тюмени
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПЕСОК…
Элементы песочной терапии в игровой и образовательной деятельности детей
«Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум…»
Карл Густав Юнг
Воспитатель Алексеева С.О.
Тюмень, 2018