Консультация для родителей “Готовы учиться”
консультация (подготовительная группа)

Гафарова Лариса Платоновна
Консульация для родителей “Готовы учиться”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovy_uchitsya.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Готовы учиться?

(консультация для родителей)

   Еще совсем недавно вы были непоколебимо уверены в том, что 9 месяцев пренатального развития – это и есть самое важное, что может быть в жизни человека… однако не прошло и пяти-шести лет, как на горизонте стала просматриваться школа. Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нам нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Становясь первоклассником, малыш обретает не только нарядную форму, красивый ранец и букет цветов. он примеряет на себя и новый статус, а на плечи ложиться целый список новых обязанностей. Любой ли ребёнок может пойти в школу и легко и успешно учиться в ней? Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении семилетнего (а теперь даже шестилетнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда слышат, что их ребёнок не подготовлен к школе.

   Давайте же посмотрим, к чему он должен быть готов.

Личностная готовность

   А я одна, совсем одна в своём сплочённом коллективе» - это строчка из кинофильма иллюстрирует одну из проблем первоклашки. Неумение общаться, находить общий язык со сверстниками становится порой камнем преткновения в учебном процессе.

   В зависимости от стремления к общению всех нас можно разделить на экстравертов (общительных) и интровертов (необщительных). Экстраверта легко узнать – всегда открыт, стремиться к компании. Легко подойдёт и скажет: «Давай дружить!». Друзей много, в приятелях – весь двор. Пройдёт совсем немного времени, и ребёнок обзаведётся пухлой телефонной книжкой и поставит вас перед необходимостью перейти на тариф «Безлимитный». Такой ребёнок с радостью вольётся в новый школьный коллектив.

   Если же ваш малыш застенчив, в компании не заговаривает с незнакомыми ребятишками, предпочитая оставаться в стороне, наблюдая за активной игрой, то перед нами интроверт. У него, конечно, есть близкие друзья. Но шумным играм он предпочтёт время, проведённое с щенком, книгой, игрушкой. Ему нравится одному читать, играть, фантазировать. Здесь есть свои плюсы. Такой малыш сумеет глубже вникнуть в суть вещей, внимательнее прочитать условие задачи и, не отвлекаясь, выполнить задание.

   Собственно говоря, если ребёнок посещал детский сад, он уже видел себя в новой ипостасии – члена группы, одного из многих. Как бы замечательно не воплощался в жизнь принцип индивидуального подхода в обучении, маленькому человеку придётся осознать, что он здесь не единственный.

   Нередко первоклашки, не запомнив имя отчество учителя или опасаясь его неправильно выговорить, трогательно обращаются к педагогу «тётя». Или даже, забывшись, - «мама». Конечно, тут нет ничего страшного, учитель просто ещё раз повторит, как его зовут. Тем не менее, чтобы ребёнок не смущался лишний раз, будет очень неплохо, если вы (вместе с ним, конечно) потренируетесь, как зовут учителя, обращая внимание на артикуляцию.

Чего ты хочешь?

   В личностной готовности, очень важно так называемая внутренняя позиция малыша: «Я хочу пойти в школу, потому что я хочу…» Что? Красивый пенал? Новых друзей? Научиться чему-либо? Ответ на этот вопрос подскажет, насколько ребёнок готов к школе. Идеальный ответ: «Чтобы узнать что-то новое интересное». Это – потолок мотивации, у такого малыша учёба пойдёт успешно, он её жаждет. Будет впитывать, как губка, всё новое.

   Ещё один похвальный вариант – стремление стать взрослым, приблизиться к родителям по статусу. Неплохо также желание получать хорошие оценки, чтобы мама и папа гордились.

   Однако чаще встречается мотивация на внешние признаки учёбы. Вы соблазняли ребёнка ярким, красивым ранцем, новыми фломастерами? Очень эффективно работает в течение первого месяца. А уж в октябре вы рискуете услышать: «Всё, я уже поучился, теперь буду отдыхать». Ещё бы! Ранец уже не новый, а половина фломастеров потеряна. Разорительные покупки (известно, что поступление в школу обходится недешево), а результат – недолговечен.

   Порой мотива и вовсе нет: «Не знаю. Так надо – папа велит». Этому человечку будет невероятно сложно осваивать науку, лучше даже отложить поступление в школу, пока не сформировалась мотивация. Поверьте, ребёнок и без того испытает трудности, впервые столкнувшись с законами математики, давайте же создадим ему позитивный настрой, устремление. Которое поможет со всем справиться. Тут выручат следующие приёмы.

Там так интересно! В ваших силах сейчас, пока малыш толком не знает, что такое школа, рассказать, как много там интересного можно узнать. В том числе и о любимых динозаврах (вертолётах, красках и т.д.).

Ты будешь как папа (или любой взрослый, значимый для ребёнка). Здесь всё просто – работают любовь ребёнка и стремление быть похожим на вас.

В стране невыученных уроков. Уже сейчас будет полезно посмотреть этот замечательный мультик. Пусть малыш ещё не в силах разделить метры на землекопа, но булки на деревьях возмутят даже 4-летнего зрителя. Тихонечко скажите ему: «Ты таким не будешь, ты в школе станешь всё запоминать».

Машина времени. Совершите экскурс в историю – представьте, что вы перенеслись на сотни тысяч лет назад, где нет привычных вещей, потому что люди не знают, как их сделать. Нет ни магнитофона, ни компьютера, ни сладостей, ни мультиков. Даже друзей нет, потому что ещё не придумали языка с его правилами. Весело там одному в голой пещере? Не очень. Как здорово, что люди всему научились! Ты тоже всему научишься и придумаешь что-нибудь очень нужное, чего пока не изобрели.

Волевая готовность

   Даже нам, большим тётенькам и дяденькам, иногда так хочется побездельничать. Что уж говорить о наших детях, которые убеждены, что быть взрослым легче лёгкого, ходишь на работу – и всё! Никто не заставляет всё время что-то учить и писать. В глубине души все школьники уверены, что у учителя самая беззаботная жизнь на свете: задал контрольную – и сиди себе, ничего не делай.

На контрасте с такой замечательной судьбой их собственная, ученическая, кажется и вовсе рабским трудом (даже если они ещё не знают толком, что это такое). И успешность обучения здесь напрямую зависит от развития эмоционально-волевой сферы.

   Хорошо известно, как сложно ребёнка чему-то научить, если он этого не желает. Поверьте, он вовсе не вредничает, просто он ещё не умеет делать то, чего ему не хочется. Только к 6 годам у него что-то начнёт получаться, и то очень кратковременно. Вот если нужно машинке заехать в гараж, тут-то сыночек прекрасно осознаёт и что надо делать, и как это сделать. А вот с уроками всё непросто. То цель забудем, то пути решения никак не найдём… не требуйте многого! Произвольные (то есть по требованию) внимание и память только формируются. Посодействовать развитию воли можно (и нужно) опять-таки в игре. Тут очень часто нужно подчинить своё желание тому, что надо сделать. Помните рассказ о мальчике, который не мог покинуть свой выдуманный «пост», пока его не отпустил старший по званию? Это – ярчайший пример проявления воли. Надо, значит, надо.

На посту. Предложите ребёнку заступить на пост: проследить за варящимися яйцами – ровно 10 минут. Это же очень важно! Засеките время. Ещё лучше, если найдутся песочные часы. Малышу нужен наглядный отсчёт. Если у вас непоседа, начните с 3 минут. Для него и это подвиг. И обязательно хвалите!

Двойник. Тут ребёнку тоже придётся чётко следовать инструкции. Он – ваш двойник, повторяет за вами все действия, вплоть до мелочей. Пусть на листе бумаги возникнут совершенно одинаковые цветочки, шарики. Только потом обязательно поменяйтесь ролями – все по-честному!

При поступлении в школу малышу тоже предложат выполнить задание по образцу. Например, продолжить рисунок, как показано, или раскрасить орнамент. По тому, насколько точно будут выполнены инструкции, и оценят волевую готовность вашего ребёнка. И ещё: учитель становится для первоклассника не просто взрослым. Он – непререкаемый авторитет, «чистейшей прелести чистейший образец». Это необходимо для нормального обучения. Просто будьте готовы к тому, что слово учителя – закон, а ваше – в лучшем случае информация к размышлению. Используйте эту ситуацию с выгодой: хотите от ребёнка чего-то добиться, обратитесь к учителю.

Физическая готовность

«Я не застрял, я просто прилёг отдохнуть», - объяснял Винни-Пух тщетно пытаясь покинуть дом Кролика. Это оказалось не так уж и легко, ведь медвежонок оказался явно не готов к узости дверного проёма. Так же и первоклассник может оказаться в стрессовой ситуации, если он физически не готов к нагрузкам. В отличие от детсадовцев, которые уже переболели многими инфекциями, домашние дети получают колоссальный удар по иммунитету. Учителя знают, что подчас такой ребёнок «не вылезает» из болезней и попускает больше трети учебного времени. Что можно сделать?

Мы болезни не боимся! Обязательно уделите внимание профилактике заболеваний, закаливанию, принимайте витамины. Не пытайтесь сразу после 1 сентября записать ребёнка в дополнительные кружки. Начните заранее готовить малыша к раннему подъёму, особенно если он – «сова».

Установите режим дня. Летом перед школой укладывайте ребёнка чуть раньше, соответственно и вставайте. Взрослым и самим иногда надо привыкнуть к новому детскому расписанию. В некоторых случаях ранний подъём можно стимулировать просмотром мультфильмов, только пуст это будет 10-15 минут, не больше. Можно снова воззвать к стремлению быть взрослым, похожим на папу (если, конечно, папа не валяется в постели до обеда).

Выбираем спорт. Ранец первоклашки не будет лёгким – комплекты учебников и рабочих тетрадей, пособия, пенал, пара яблок, бутылочка воды, сменная обувь – 5-6 кг наберётся. Так что, ни крути, придётся заняться физическими упражнениями. И одной утренней зарядкой (хотя тоже – благое дело) тут не обойдёшься, лучше предложите малышу заняться спортом. Только развивать лучше не силу и скорость, а выносливость и ловкость. Тут подойдут теннис или лёгкая атлетика.

Интеллект? Готов!

   Долгое время об уровне интеллекта судили по знаниям. Но это превращалось фактически в проверку механической памяти. Ребёнок воспринимает огромное количество информации, которая, несомненно, откладывается у него в виде конкретных знаний о живом и неживом мире. Сейчас при поступлении в школу оценивают те умения и навыки, которые помогут ему учиться дальше. В школе малышу понадобится умение сравнивать и обобщать, анализировать, делать выводы. Чтобы подготовиться, предложите ему игру.

Четвёртый лишний. Положив, к примеру, перед ребёнком напёрсток, пуговицу, нитки и копейку, попросите убрать лишний предмет. Пусть объяснит, почему копейка не имеет отношения к шитью. А вот в ряду «помидор, яблоко, огурец, свёкла» ответов может быть два. Лишним окажется или яблоко (остальные овощи), или огурец (по форме и цвету).

Сравнение по количеству. Возьмите любые две группы предметов: яблоки и цветы, улитки и грибы и т.д. чего больше? Как мы узнаем? Как сделать так, чтобы стало поровну – у каждого гриба была улитка, и у каждой улитки был свой гриб. Позднее предлагайте для сравнения геометрические фигуры.

С первых же дней в школе начнутся задания, требующие пространственного мышления. Малышу придётся работать в тетради, отступать определённое количество клеточек, соблюдать поля. Ух, как это сложно!                      Е. Вахминцева, педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Готовимся к школе"

Консультация содержит рекомендации родителям по подготовке детей к школе, особенности развития детей 7 года жизни...

консультация для родителей "Готовимся к прогулке"

Советы как спланировать выходные дни с ребенком....

Консультация для родителей "Готовим ребёнка к школе".

Консультация предназначена для родителей, чьи дети скоро пойдут в школу. В данной работе раскрываются основы знаний о школьной готовности детей,  приводятся игры по развитию различных психический...

Консультация для родителей: «Готовим руку к письму. Советы родителям».

Консультация для родителей: «Готовим руку к письму. Советы родителям»....

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем».Консультация для родителей «Готовим руку ребенка к письму»

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем».Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Готовимся к школе: пошаговое руководство для родителей"

рекомендации родителям: что должен знать ребенок перед школой; как обустроить правильно учебное место ребенка; как сделать обучение в школе для ребенка интересным....