Консультации для родителей.
консультация
Предлагаю вашему вниманию «Сборник консультаций по физической культуре для родителей детского сада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22._konsultatsii.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Для Вас, Родители!
ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ
Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. Дело в том, что не только малыши, но и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, открытый рот. Правильное дыхание- необходимое условие полноценного физического развития.
При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояний тревоги или угнетения, расстройства сна.
При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Затем можно предложить подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей. Пускание мыльных пузырей - хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора – два раза дольше, его лучше делать на 4 шага, тогда как вдох на 2 шага, или вдох делается на 2-3 шага, а выдох на 3-5 шагов. Особенно полезно научиться так, дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
1.«ЧАСИКИ». Стоя, ноги слегка расставить, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед, назад, произносить «тик-так».
2.«ТРУБАЧ». Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф-ф».
3.«ПЕТУШОК МАШЕТ КРЫЛЬЯМИ». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
4.«КАША КИПИТ». Сидя, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь и выпятить живот- выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф».
5.«ПАРАВОЗИК». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».
6.«НА ТУРНИКЕ». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держа в руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить на лопатки - длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф».
7. «ПАРТИЗАНЫ». Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6 – 8 – выдох с произнесением слова « ти-ш-ш-ш-ше».
8.«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «ссс!». Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.
9. «РЕГУЛИРОВЩИК». Стоя, ноги расставить на ширине плеч, одну руку вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем менять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «у-х-х-х-х».
10.«ЛЕТЯТ МЯЧИ». Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выходе длительное «у-х-х-х-х».
11. «МАЯТНИК». Стоя. Ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на нижних углах лопаток. Наклонять в сторону туловище. При наклоне - выдох с произнесением «ту-у-у-х-х-х-х».
12. «СЕМАФОР». Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с-с-с».
ПЛОСКОСТОПИЕ У ДОШКОЛЬНИКА
Многолетний опыт и наблюдения показывают, что годами носить супинаторы не только бесполезно, но даже вредно, стопы выворачиваются, деформируются.
нормальная уплощенная плоская полая
стопа стопа стопа стопа
Чаще всего плоскостопие развивается у слабых, физически плохо развитых ребятишек. Поэтому для предупреждения его очень полезны занятия утренней гимнастикой, дальние прогулки, подвижные игры. Летом дайте малышу побегать босиком, особенно по неровной поверхности, - это превосходная гимнастика для ног. Следите, чтобы он держался прямо, не горбился, не опускал голову. И за походкой следите: не давайте раскачиваться, разводить в сторону носки, пусть ставит ступни параллельно.
В особо тяжелых случаях врачи назначают тепловые процедуры, ванны, грязи, парафин. Но основное и (самое верное!) средство лечения и профилактики плоскостопия - специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.
Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.
Вот несколько упражнений для малышей-дошкольников, у которых обнаружены первые признаки плоскостопия. Это веселые упражнения, напоминающие игру, и дети займутся ими с удовольствием. Делать такую гимнастику надо минут 10 ежедневно, а еще лучше несколько раз в день в течение 6-9 месяцев.
- Зажав между ногами мячик, медленно идти по комнате, стараясь не уронить его.
- Сидя на полу, упереться руками в пол и стараться как можно выше поднять ногами мяч.
- Положите на пол щетку с длинной ручкой или палку. Малыш должен пройти по ней боком, на цыпочках, заложив руки за голову.
- Вытянув руки вперед, поднять пальцами ног с пола носовой платок.
- То левой, то правой ногой вращать на полу мяч.
- Сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные на полу карандаши.
- Подскоки на одной ноге, на цыпочках. В пальцах другой ноги зажат платок.
- Походить на пятках и носках.
Комплекс с мячом
- И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. - И.п. - то же.
Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
3.И.п. - то же.
Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
- И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками.
1-2 - ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 - и.п. - И.п. - то же.
1-2 - ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-6 - движениями стоп поворачивать мяч вправо-влево; 7-8 - и.п.
6.И.п. - сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с
внутренней стороны.
Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
Игры, которые лечат
Болезни дыхательной системы
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.
При ритмичном с полным выходом носовом дыхании лучше расслабляются, дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.
Такие важные факторы при заболевании носа и горла, как нормализация прикуса и формирование правильной осанки, описаны в соответствующих разделах. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.
Пастушок дудит в рожок.
Цель: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Содержание: ведущий просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто громче всех продудит.
Король ветров.
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
Содержание: ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
Бульканье.
Цель: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Содержание: перед ребенком на столе стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем ребенок пробует сделать тоже самое. Ведущий следит за правильностью выполнения.
Запасливые хомячки.
Цель: тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.
Содержание: ведущий рассказывает ребенку о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры.
Куры.
Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины, ритма), развитие внимания, выдержки, формирование правильной осанки.
Содержание: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки -«крылья» и опустив голову. Произносит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи -вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком.
Вперед быстрей иди, только не беги.
Цель: улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.
Содержание: дети строятся в затылок друг друга в 2 колонны. Перед первыми в колоннах чернят линию старта. На расстоянии 20 - 30м - финиш. Задача заключается в том, чтобы по сигналу ведущего как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на коленях, четвереньках. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются назад.
Игры, которые лечат
Плоскостопие
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Поэтому игры и задания подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков).
По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели.
Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп ног.
Содержание: ведущий показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевая:
По-турецки мы сидели, Пили чай и сушки ели.
Пили, пили, ели, ели, Еле-еле досидели.
Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок с ведущим.
Равновесие.
Цель: укрепление свода стопы, мышц туловища, развитие равновесия.
Содержание: двое ведущих садятся на корточки и соединяют руки - левая рука одного с правой рукой другого, прижимая их к своему телу. Другими руками берут за плечи ребенка, который становится ногами на руки ведущих, а руками берется за их руки. Затем ведущие медленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок выпрямляет спину). После этого ведущие начинают медленно ходить, ребенок должен сохранять равновесие. Постепенно шаг убыстряется. Через 2-3 минуты ребенка ставят на пол.
Кто быстрее соберет коробку ногами?
Цель: укрепление мышц туловища и конечностей, особенно мышц «корсета» позвоночника и стоп, развитие ловкости и четкости движений.
Содержание: ребенок сидит на полу и опирается руками сзади. Слева находится пустая коробка, справа - куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок (или взрослый) и у него с другой стороны тоже стоит пустая коробка. По команде ведущего дети должны захватить игрушку стопами ног, поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто больше соберет игрушек в коробку.
Кто быстрее спрячет простынку под стопу?
Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
Содержание: ребенок садится на стул. Под правой ступней у него находится простынка. По сигналу ведущего нужно пальцами ноги подобрать простынку. Затем это делается левой ногой. Ведущий следит за правильной осанкой ребенка.
Формирование осанки
Понаблюдайте внимательно за ребенком: как он сидит, ходит, держит голову, какова его фигура. Каждый из нас хотел бы видеть своего ребенка стройным, ловким и здоровым. Следует знать, что гармоничность строения тела зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма дошкольника. Правильная осанка не только эстетична, но и создает оптимальные условия для работы сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благотворно влияет на самочувствие ребенка.
Осанка - это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. При хорошей осанке мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении, оптимально напряжены, голова и туловище удерживаются ровно, плечи на одном уровне и немного отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до шести-семи лет. Структура костной ткани позвоночников еще не завершена, позвоночный столб очень эластичен. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т.д. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.
Родители должны в течение года три-четыре раза осматривать своих детей. Лучше всего это делать во время купания. Наблюдения родителей могут привлечь внимание медицинских работников, так как случается, что во время кратковременных и эпизодических осмотров врач может не заметить некоторых дефектов осанки.
Осмотр рекомендуют проводить с расстояния 1 - 1,5 м и после того, как ребенок успокоится, займет привычную для себя позу. Осматривают его спереди, сбоку и со спины. При осмотре спереди обращают внимание на контуры и уровень расположения плеч, на форму грудной клетки. Следует также проверить, нет ли каких-нибудь ассиметричных отклонений. Когда ребенок повернется спиной, проверяют правильность положения головы, линии шеи, плеч и спины. Линия позвоночника лучше всего видна при наклоне ребенка вперед.
При нормальной осанке позвоночник размещается по средней линии туловища, плечи и углы лопаток находятся на одном уровне, поперечные промежутки должны быть одинаковыми. Ассиметричное расположение позвоночника является одним из признаков его искривления (сколиоз).
Недостаточное физическое развитие, слабость мышц шеи и спины, которые не могут удержать голову и плечи в правильном положении, привычка сидеть, согнувшись, стоять и ходить с опущенной головой - все это может привести к сутулости.
Дефекты осанки в основном возникают из-за недостаточного внимания родителей к физическому развитию детей. Нередко бывает, что недостатки обнаруживаются с большим опозданием, когда они приобретают стойкую форму.
Профилактика и лечение плоскостопия
в домашних условиях
Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики. Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия. Надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенка любовь к движениям. Для того, чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, вводите в упражнения элементы игры. Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное -упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.
При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь.
Чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, следует переходить к упражнениям в положении стоя.
Упражнения в положении сидя.
- Сгибание и разгибание стоп.
- Сжимание и разжимание пальцев.
3. Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе
стороны.
4. Поворот стоп подошвами внутрь.
5. Захват и удержание подошвами округлого предмета (мячика, кегли).
Сжимание резинового мячика подошвами.
- Катание подошвами округлого предмета.
- Попеременные удары носками и пятками в пол.
- Захват и подъем с пола мелких предметов (прямыми и скрещенными ногами).
- Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
10. Катание на велосипеде. Важно, чтобы ребенок нажимал на педали
пальцами, а не серединой стопы.
Упражнения в положении стоя. Эти движения лучше делать, держась за опору на уровне груди.
- «Сокращение» стоп.
- Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.
- Сведение и разведение пяток, стоя на носках.
- Приседание на носках.
Упражнения, выполняемые при ходьбе.
- Ходьба на пятках.
- Ходьба на носках.
- Ходьба на наружных краях стоп.
- Ходьба по ребристой дорожке.
Все эти упражнения достаточно просты и доступны детям. Организуя занятия лечебной гимнастикой, вы можете выбрать несколько упражнений и выполнять их с ребенком до тех пор, пока ему не надоест. Причем движения стопами в положении сидя предпочтительнее делать в начале курса лечения, затем следует перейти к упражнениям в положении стоя и упражнениям при ходьбе.
Усиливать нагрузку можно, увеличив количество повторений одного упражнения или введя новое. Помните: для эффективности занятия важно не разнообразие, а качество выполняемых движений!
Веселый тренинг
Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после основных движений выполняются игровые упражнения на ковре вместе, с воспитателем в течение 2 мин. Упражнение способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц. Каждое освоенное упражнение для ребенка — это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнений дает возможность воспитателю оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым, индивидуализировать объем и количество повторений. Вместе с тем целый ряд упражнений требует физического напряжения в течение определенного времени, что может вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок. Поэтому все упражнения имеют названия, символизирующие подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнений и, особенно, повторений должно сопровождаться фразами и выражениями воспитателя, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта подражания. Каждое упражнение выполняется в течение двух недель, то есть 8 раз, следуя от более легкого к более сложному. Все они способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки. Весь комплекс вместе с рисунками можно оформить в виде консультации для родителей, и предложить им выполнять эти упражнения дома вместе с детьми, что, несомненно, поможет повысить интерес детей и родителей к физкультурным занятиям.
Перечень игровых упражнений
1. «КАЧАЛОЧКА».
На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте попробуем и мы также покачаться! Лягте на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижмите колени к груди и обхватите колени руками. Покачайтесь ил спине вправо, влево. Когда устанете — отдохните. Повторить 3 раза.
Для мышц рук, ног; гибкости.
2. «ЦАПЛЯ».
Когда цапля ночью спит на одной ноге стоит. Не хотите ли узнать: Трудно ль цапле так стоять? А для этого нам дружно сделать позу эту нужно.
Стоя на правой ноге, согните левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постойте так немножко. А потом на левой ноге.
Для мышц ног; координации.
3. «МОРСКАЯ ЗВЕЗДА».
Лежа на животе, поднимите руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
Для мышц рук, ног, спины; гибкости.
4. «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК».
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик? Для этого встаньте на колени, руки плотно прижмите к туловищу.
Дует сильный ветер. Наклонитесь назад, как можно ниже, держите спину прямо, а потом выпрямитесь. Повторите 3 раза.
А теперь можно сесть на пятки и отдохнуть. Молодцы!
Для мышц спины, живота, ног.
5. «САМОЛЕТ».
Сидя, ноги вместе, руки на полу.
Поднимите ноги вверх, руки разведите в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5-10 сек., затем отдохнуть. Повторить 3 раза. Для мышц живота, бедер, рук.
6. «ПОТЯГИВАНИЕ».
Лежа на спине. Потяните левую ногу пяточкой вперед, а левую руку вытяните назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем — двумя ногами и руками вместе. Растяжка мышц.
7. «АХ, ЛАДОШКИ, ВЫ, ЛАДОШКИ!».
Хотите быть стройными и иметь красивую осанку?
Тогда встаньте прямо и, заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника.
Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах, ладошки, вы, ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!» Медленно опустите руки вниз, встряхните кистями рук и спокойно вздохните.
Упражнение для осанки.
8. «КАРУСЕЛЬ».
Сядьте на пол, поднимите прямые ноги вверх. Опираясь руками о пол начинайте поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель!
Для мышц ног, рук, живота.
9. «ПОКАЧАЙ МАЛЫШКУ».
Сидя, поднимите к груди стопу ноги, обнимите ее руками. Укачивайте «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.
Развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармонического движения ног.
10. «ТАНЕЦ МЕДВЕЖАТ».
Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать. Положите руки на пояс, и делайте полуприседания. Не торопитесь! Укрепляет мышцы ног.
11. «МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК».
Шли ежата по лесу. Перед ними ручей. Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей. Лягте на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнимите туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживайте спину. Держите, держите спинку, пока ежата не перебегут на другой берег. Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.
Для мышц рук, живота, ног; гибкости.
12. «ПАРОВОЗИК».
Сидя, ноги слегка согнуть, в коленях, а руки в локтях, прижимая их к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руками делаем круговые движения, имитируя движение колес. Остановились, и поехали также назад.
Для мышц спины, ног, ягодиц.
13. «КОЛОБОК».
Что за странный колобок на окошке появился?
Полежал чуток, взял и развалился. Лягте на спину, а затем сядьте, обнимая ноги руками, и уберите голову в колени. Прижмите колени к плечам и посмотрите на свои пятки.
Вот вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять — развалились вы опять,
Вытяните ноги и лягте на спину. Для мышц плечевого пояса; гибкости.
13. НОЖНИЦЫ».
Давайте представим, что наши ноги — ножницы. Лежа на животе, поднимайте поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы хорошо ножницы резали, ноги должны быть прямые. Лягте на спину, отдохните. Повторить 3 раза.
Для мышц живота, ног.
15. «ПТИЦА».
Лежа на животе, поднимите руки вверх — в стороны, прогнитесь. Машите руками, как птица крыльями. Мы полетели! Давайте отдохнем. Лягте на живот, опустите руки. Отдохнем и снова продолжим полет. Повторить 2-3 раза.
Для мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, для гибкости.
16. «ПЛАВАНИЕ НА БАЙДАРКЕ.
Сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лягте на спину, и попробуйте медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.
Для мышц живота, спины, ног.
17. «ВЕЛОСИПЕД».
Лежа на спине. Крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Улучшает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.
18. «ГУСЕНИЦА».
Встаньте па четвереньки. Подтяните колени к рукам, не отрывая ног от пола. А потом переставьте обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все — гусеницы. Поползли!
Для мышц рук, ног; гибкости.
Игры, которые лечат
Плоскостопие
Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совместной деятельности.
Можно организовать самые разнообразные подвижные и спортивные игры. Комплексное применение основных средств и форм физической реабилитации позволит достичь эффективной коррекции плоскостопия. Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви.
Ловкие ноги.
Ребенок садится на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами - мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку.
Барабан.
Ребенок садится на стул. Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Ребенок повторяет движения за ним, пятки остаются плотно прижаты к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.
Донеси платочек.
Ребенок садится на стул в одном из концов комнаты. Под ногами у него платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца комнаты. То же самое повторить другой ногой.
Пройди - не ошибись.
Ребенок проходит по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идет обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.
Ходьба «змейкой».
Установить кегли в ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Дети, держась за пояса впереди стоящих и образуя змейку, обходят кегли, стараясь их не задеть.
Резвый мешочек.
Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с небольшим грузом (мешочком, наполненным песком) на конце. Дети следят за веревкой и при е приближении стараются перепрыгнуть через нее.
Не стоит недооценивать значение игры в процессе воспитания детей. Чем чаще взрослые играют с ними, тем лучше и быстрее они осваивают нужные навыки. Дело в том, что ребенок, играя самостоятельно, не сразу может проявить себя, свою активность и инициативу, движения его часто однообразны и ограничены. Однако в играх с заданием действия ребенка приобретают целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, он закрепляет двигательные навыки, развивает подвижность и ловкость.
Движение и здоровье
Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям. Статические данные из практики детских врачей, врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствую о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей.
Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания, закладывают, скажем, так, рабочие программы.
Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных привычек, но - и это главное - подавать собственный пример.
- Утром, еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.
- Душ! От этой утренней процедуры ребенок должен получить наслаждение настоящего веселого водного праздника.
* Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому
ни в коем случае не завтракайте на ходу. Лучше всего, если к столу на
протяжении долгого времени подается одно и то же. Это способствует выработке
в организме настоятельной потребности в завтраке.
* Обратите внимание на сумку ребенка, постарайтесь максимально
разгрузить ее. Объясните, что происходит с позвоночником при слишком
большой или неправильной нагрузке на него.
А в выходные устройте настоящий семейный праздник. Неплохо заранее его спланировать, посвятив исключительно вопросам здоровья:
- завтрак в этот день хорошо бы готовить вместе, всей семьей;
- вместе заниматься гимнастикой, поиграть в подвижные игры;
- отправившись на прогулку, например в лес, в поисках различных лечебных трав, поговорите об их действии и о благотворном влиянии природы на здоровье;
* желательно, чтобы в течение дня ребенок выполнял различные
упражнения.
Однако только говорить о значимости здоровья - мало, надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Домашняя игротека для детей и их родителей.
Игры по дороге в детский сад
Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут... Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.
Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке.
Игры в ванной комнате
В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много - мало», «полное - пустое», «половина», «на донышке», «через край».
В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.
Игры между делом
Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так...». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а еще можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т.д.
Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.
Самый простой способ смастерить куклу - это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой.
Игры на кухне
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня - отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.
Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается
словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла - все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!
Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т.д.
Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Поми-дор-р-ры или баклажаны?».
Замени первый звук в моих словах звуком «щ» и назови новое получившееся слово. Был кит, а стал... щит; была тучка, получилась... щучка; река... щека, венок... щенок, мель... щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т.д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? винегрета? кухонного шкафа? плиты?
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)
Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови, лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот - из чего получается апельсиновый сок?
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать... Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.
Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!
Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать пироги», но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?
Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса - вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.
У малышей самый любимый предмет на кухне - венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.
Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и т.д.). Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.
Ваш ребенок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, морковки, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.
Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре или пять разных продуктов в пакет, попросите ребенка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.
Рисунки, которые малыш создает на кухне, можно украсить солью, насыпав ее на отдельные участки картинок, смазанные клеем.
Бумажные стаканчики - прекрасный строительный материал. Пусть ребенок попробует поставить их один на другой, так чтобы они не упали.
Прислушайтесь с ребенком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т.д.
Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.
Если ребенок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Иваныча, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки. Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди все круглое».
Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
Физическое воспитание в семье.
Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значительное внимание воспитанию двигательной культуре, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой - оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, приобщает родителей к активной совместной работе по физическому воспитанию.
Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных играх, создании дома условий для развития движений ребенка.
Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности; проводят простейшую диагностику физического и сенсорного развития. Они следят за осанкой, красотой, выразительностью, рациональностью движений малыша.
Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых (мамой, папой, бабушкой, дедушкой). Они не только прививают любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью, позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.
Приведем образец гимнастики для мамы и ребенка.
а) Мама садится на пол, раздвинув ноги, и ставит между ними ребенка,
держа его за руки. Здесь возможны два следующих упражнения: ребенок на двух ногах перепрыгивает то через левую, то через правую ногу матери; когда ребенок подпрыгивает вверх, мать сдвигает ноги, и ребенок, раздвинув ноги, садится на обе ноги. Все это время мать поддерживает ребенка за обе руки и приучает его правильно выбирать момент для каждого движения.
б) Мама становится на колени и упирается в пол руками, превращаясь в
«лошадку». Ребенок пролезает у нее под животом, взбирается на спину и снова
пролезает под животом.
в) Мама становится в позу «лошадки» (как в упражнении «б»), ребенок
взбирается ей на спину, держась руками за ее шею, после чего по счету «раз, два, три» мать начинает раскачиваться, чтобы сбросить своего седока.
г) Мама и ребенок садятся на пол спиной друг к другу и вытягивают ноги
вперед. Затем, согнув ноги и упираясь руками в пол, стараются потеснить друг
друга спинами. Мать, естественно, соразмеряет свои силы, чтобы дать ребенку
максимально использовать это упражнение.
д) Мама ложится на спину и вытягивает ноги, а ребенок взбирается на них и берется руками за руки матери. Затем она сгибает ноги и раскачивает их вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок должен сохранять равновесие.
е) Мама принимает такую же позу, как в упражнение «д». Кладет ребенка
животом на ноги и, подняв их высоко, раскачивает их вверх и вниз, вправо-влево, слегка поддерживая ребенка, который должен сохранять равновесие.
ж) Ребенок становится на колени и упирается руками в пол. Мать берет его ноги за голени и приподнимает над полом. Ребенок, передвигая поочередно руки, движется вперед.
з) Начало такое же, как в упражнении «ж», но затем мать приподнимает
ноги ребенка выше, до вертикального положения. Ребенок поднимает голову и
старается смотреть как можно дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...