"Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
консультация на тему

Кизуб Ксения Викторовна

Большую роль в развитии ребенка с нарушением зрения играет изобразительная деятель­ность. С ее помощью можно раз­вивать многие необходимые личностные качества, снять пси­хоэмоциональное напряжение, сформировать положительную «Я- концепцию», скорректиро­вать недостатки психических процессов (представлений, вооб­ражения, мышления), развивать ориентацию в пространстве, речь, обогащать сенсорный опыт и др.

Помимо того что изобрази­тельная деятельность способ­ствует развитию личности ре­бенка, она имеет еще и большое коррекционное значение, так как позволяет корригировать

сформированные представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya_.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом на нашей планете увеличивается количества детей, страдающих глазными  заболеваниями: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. Поэтому большое значение приобретает изучение особенностей развития зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением. Слабое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они видят очень плохо или не видят вообще высотные здания, птиц, деревья, насекомых и др., плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна.

Большую роль в развитии ребенка с нарушением зрения играет изобразительная деятельность. С ее помощью можно развивать многие необходимые личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение, сформировать положительную «Я- концепцию», скорректировать недостатки психических процессов (представлений, воображения, мышления), развивать ориентацию в пространстве, речь, обогащать сенсорный опыт и др.

Помимо того что изобразительная деятельность способствует развитию личности ребенка, она имеет еще и большое коррекционное значение, так как позволяет корригировать

сформированные представления об окружающем мире.

        В специализированных детских садах  есть группы, где воспитываются и обучаются дети с патологией зрения. Психофизические особенности таких детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. У них наблюдаются двигательные нарушения различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму,  поэтому долго не проявляется интерес к рисованию, отмечаются общая моторная неловкость, недостаточная координированность  движений руки и пальцев . Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений: отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение одного или нескольких пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых)  деталей, нарушение пропорций, отклонение  линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. У них прослеживаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. При амблиопии, косоглазии, атрофии зрительного нерва отмечаются ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.).

В целом, у детей с различными зрительными нарушениями моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), повторяющихся из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость ЦНС). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

На занятиях по изобразительной деятельности наряду с развитием творчества решаются следующие  коррекционные задачи:

  •  развитие мелкой мускулатуры кисти рук;
  •  навыков использования эталонов при анализе качеств и свойств, предметов окружающего мира;
  •  восприятия глубины пространства;
  •  бинокулярного зрения;
  •  расширение и коррекция предметных представлений;
  •  формирование сенсорных  эталонов;
  • обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно-моторной координации.

Совместить коррекцию нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Это дает возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Опираясь на разработки педагогов В.Н. Волчковой, Р.Г. Казаковой, О.В. Не-дорезовой, Т.И. Сайгановой, Е.М. Седовой, В.Ю. Слепцовой, Т.В. Смагиной, Н.В. Степановой и др., занимавшихся проблемой нетрадиционного рисования,  На занятиях  широко используются  различные технологии изображения:

  • рисование по-сырому;
  • контурную живопись палочками, пером;
  • восковую живопись;
  • пластилиновое рисование;
  • восковую живопись
  • технику завитка, клубочка, спиральки;
  • монотипию;
  • рисование по крупе, дереву;
  • «ладонь-помощницу» (натуральный трафарет);
  • кляксографию;
  • рисование по точкам и др.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, стимулируется познавательный интерес ребенка (использование предметов, окружающих его каждый день в новом ракурсе — можно рисовать ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или

листик березы). Развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность детей. За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша он использует для создания изображения ладошки,

различные печатки, трафареты, технику кляксографии. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника монотипии. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук корректируется состояние зрения детей. Большое значение имеет и совместная деятельность детей и воспитателя. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально-положительное отношение к работе.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая для него ситуацию успеха, тем самым корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника кляксографии), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а педагоги  имеюм возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. За счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним, формируется активный и пассивный словарь.

Большинство из нас уже забыли о той радости, которую приносило нам рисование в детские годы. Но она была несомненна. Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Исследования ученых все чаще напоминают, что человек — творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребенка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует его, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его.

Важно еще в детстве научить ребенка художественному видению, дающему возможность ему осмыслить образы действительности. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они оздоравливают детей, приобщают их к высшим духовным ценностям, развивают способности и творчество. А использование детских работ для оформления интерьера комнат приносит большую радость не только детям, но и их родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Цель:  Использование педагогами методов  и приемов нетрадиционных техник рисования....

Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.

Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....