Консультация для родителей детей 6-7 лет на тему "Речевая готовность ребёнка к школе"
консультация (подготовительная группа)
Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, обучая ребёнка говорить, вы учите его думать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 17.97 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_6-7_let_na_temu.pptx | 1.57 МБ |
chto_takoe_logopunkt.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей 6-7 лет на тему "Речевая готовность ребёнка к школе"
Цель: привлечение родителей к совместной работе по развитию речи старших дошкольников.
Задачи: 1) Познакомить с критериями речевой готовности ребёнка к школе. 2)Рассказать о влиянии нарушений развития речи старшего дошкольного возраста на обучение в школе. 3) Способствовать осознанию родителями того, что только совместными усилиями можно добиться высоких результатов по подготовке ребёнка к школе.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, обучая ребёнка говорить, вы учите его думать.
К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте со взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, обсудить что-либо и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.
1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотолок – молоток, гуница- гусеница). Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
5. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизменения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школы и класса.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Хочу выделить 3 категории родителей детей с нарушениями речи:
1категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. Это неверная позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по коррекции речи. Общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче ребёнка научить, чем переучить.
2 категория. У меня нет времени, учите сами. Также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне.
3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе. Так как родители являются главными воспитателями дошкольника. Последовательность и регулярность занятий родителей с ребенком обязательно принесут плоды.
Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до …. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1 ) Познакомить с критериями речевой готовности ребёнка к школе. 2)Рассказать о влиянии нарушений развития речи старшего дошкольного возраста на обучение в школе . 3) Способствовать осознанию родителями того, что только совместными усилиями можно добиться высоких результатов по подготовке ребёнка к школе.
Речевые навыки и умения Звуковая сторона речи Фонематические процессы Грамматический строй Языковой анализ и синтез Словарь Связная речь
Звуковая сторона речи: Правильно произносить все звуки речи ; чётко и внятно произносить слоги, слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью ( Фазан ходит по газону.); Говорить громко или тихо, в зависимости от ситуации; Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
фонематические процессы Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.
Языковой анализ и синтез Фонематический анализ – это процесс разложения целого на составляющие части ( предложнение – слова - слоги – звук). Фонематический синтез- это мыслительный процесс соединения части в целое, с последующим узнаванием слова. (Какое слово получится из этих букв? « с-о-б-а-к-а»)
Грамматический строй речи В усвоении грамматических средств языка можно выделить этапы: понимание смысла услышанного; заимствование слов из речи взрослых и сверстников; образование иных слов по аналогии с уже известными; оценка правильности построения речи . Словоизменения (медведь, медведя,медведи , медвежий) Словообразование (мишка, мишенька , мишутка)
Что могут сделать родители , чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Игры на кухне
Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с]. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч ] Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
Посчитайте предметы до …
Предварительный просмотр:
Что такое логопункт?
Логопедический пункт – это место, где оказывают помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями. Так же существует очередность в зависимости от тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети с 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы.
На оставшиеся места зачисляются дети старшей группы. Все остальные нуждающиеся в логопедической помощи, становятся на очередь. Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими нарушениями:
Нарушение произношения отдельных звуков :
- отсутствие звука (рыба- ыба, луна – уна)
- замены звуков ( рука – лука, заяц – саяц)
- искажение звуков (цыплёнок – тсыпленок)
ФФНР , то есть нарушение фонематического слуха (распознавание речевых звуков) – чаще всего когда дети не слышат разницы между очень похожими звуками (дом – том , коса- коза) и нарушения звукопроизношения.
Сколько детей зачисляются на логопедический пункт?
Общее количество детей для логопедической группы в течении года в детском саду составляет 26 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Потому с логопункта в детский сад дети выводятся не всей группой, а индивидуально по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая крайне подвижная система.
Почему логопеду нужна помощь родителей?
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому привлекаются к работе родители и специалисты детского сада. Для успешного исправления речи детей, просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно со стороны родителей необходимо пристальный контроль за речью ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе».
«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе»....
Консультация для родителей "10 книг, которые помогут пережить первый класс ребёнка в школе "
В консультации предоставлен обзорный материал по10 книгам, прочитав которые родителям и детям будет легче пережить непростой период первого класса ребёнка в школе....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Готовность к школе: что мы не понимаем?»
Готовность к школе: что мы не понимаем?...
Консультация для родителей "На пороге нового учебного года. Речевая готовность ребёнка к школе"
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс....
Презентация консультации для родителей дошкольников подготовительной группы на тему "Психологическая готовность ребенка к школе".
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.Учебная деятельно...
Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие как показатель готовности ребенка к школе»
В консультации представлены аспекты готовности ребенка к школе....
Консультация для родителей детей подготовительной группы «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»
Консультация для родителей детей подготовительной группы «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»...
- Мне нравится (1)