Консультация для родителей «Читать ли сказки детям?»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей «Читать ли сказки детям?»
Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушки с дедушкой, а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.
Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причём касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребёнка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополняется самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами. Он научиться размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Читать ли сказки детям?» | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Читать ли сказки детям?»
«И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть»
Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушки с дедушкой, а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.
Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причём касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребёнка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополняется самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами. Он научиться размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.
Чему учат сказки? Сказки дают ребёнку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идёт о придуманных мирах и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои в детских рассказах неизменно несут в себе какую- то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственный правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с малых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:
- сказка – это самый понятный для ребёнка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».
- сказочные образы очень однозначны – хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Ни каких «полутонов», не понятных малышу.
- в сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, и т.д.), в «Теремок» звери одинаково стучались и заходили (кто – кто в теремочке живёт?). Дети любят повторения. Во-первых повторения помогают им запоминать сказку, в во-вторых, детям нравиться узнавать что-то известное – это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.
- доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – это качества настоящего героя. Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества.
- злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки. В сказках злодеи всегда лживые, жадные, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показываю детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
- героям тоже не всё даётся легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своём пути. Тот факт, что даже могучи богатырям и принцессам приходится работать и прилагать не мало усилий ради победы. Учит детей тому, что ни чего в жизни не даётся просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силён.
- героем может стать любой. Не редко в сказках героями становятся добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
- сила – это ещё не всё. Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевывать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, что бы иметь возможность перехитрить своих врагов.
- справиться в одиночку не всегда возможно. Умнее дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходиться с кем-то общаться. С кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребёнку понять, что, каким бы сильным не был главный горой, ему тоже нужна помощи и поддержка друзей. Ведь дружба сильнее любого оружия.
- нельзя судить о человеке по его внешности (Царевна-Лягушка, Чудище Заморское). Почему дети просят почитать одну и туже сказку иногда 20-50 раз. Это важная потребность убедиться в том, что жизнь стабильная и предсказуема! Ребёнок знает, чем сказка закончиться и ему хочется ещё раз убедиться, что всё на своём месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера. Иногда маме надоедает повторять одно и то же, и она изменяет финал. Малыш поднимает бунд: «не так было, так не было!» Уважьте его и, сколько просит, столько и читайте любимую сказку, спокойно и без раздражения. Так закладывается уверенность: всё в жизни идёт своим чередом.
Что же делать, что бы ребёнок услышал в сказке ту информацию, которая нужна? Которая сформирует сильный, волевой характер, добросердечие и прочие лучшие человеческие качества? Психологи советуют: сказки нужно обсуждать! Оценивать поступки героев, делать акценты, отпускать мелкие реплики. Например, можно начать с вопроса: как ты думаешь, о чём сказка? Герой хочет научить нас чему-то важному, а мы должны угадать, чему.
Например «Курочка-Ряба» - ну как минимум что дом надо содержать в чистоте, тогда мыши не будут шастать где попало. Или сказки про красных девиц: а может, и среди простых людей есть настоящие принцы. Андерсеновские грустные сказки научат сочувствию, помощи и разовьют эмоции – они так нужны человеку! Вот о чём можно говорить с ребёнком долго и плодотворно.
Весьма полезно и может оказаться программа, предложенная героям сказки «Мальчик с пальчик» : он находит выход даже их безвыходной ситуации! Обсудить всё это с ребёнком – и история станет поучительной, а не просто развлекательной.
В сказке про Емелю, вопреки расхожему мнению, нет «программы лени»: Емеля, как и всякий дурак на Руси, на самом деле не дурак вовсе, а юродивый, то есть проницательный и мудрый. И не ленивый он, а мыслитель – лежит на печи и думает! Значит, в почёте не только ручной труд, но и умственный.
В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный смысл - нужно помогать другим, и тогда добро вернётся добром. Вообще, во многих сказках герой идёт по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твоё добро необязательно вернётся к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, - помогать людям нужно просто так.
Важная информация содержится в «мужских» сказках, где герой – Иван-царевич (или Иван-дурак): здесь представлен жизненный цикл мужчины. Первый этап большинства таких сказок – рождение героя, жизнь в отчем доме. Именно здесь и в это время идёт формирование базового доверия к миру: если главному герою комфортно живётся в отчем доме, мы передаём информацию – всё вокруг стабильно. В жизни тоже так: до трёх лет надо быть с ребёнком всегда, и тогда мир станет для него дружелюбным. А если мама слишком часто оставляет ребёнка, выстраивать отношения с людьми ему будет не так просто.
За тем Иваны-церевичи и Иваны-дураки начинают путь далёкий: герой покидает отчий до, он должен отделится и жить отдельно. И эта информация как для ребёнка, так и для мама: не надо удерживать взрослеющего ребёнка! Он обязан пройти свой путь, выполнить свою миссию, применить тот опыт, что получил от родителей. И когда подросток заявит о своём праве на самостоятельность, это значит, что всё в его жизни идёт правильно.
Следующий этап –выбор пути. Помните, камень на развилке дорог, когда нужно делать осознанный выбор. Сказка даёт ребёнку информацию: у тебя тоже настанет момент выбора, на ком жениться, кем стать, и этот выбор придётся делать выбор самому. В сказках герой всегда выбирает трудный путь, и, значит, в жизни нужно ставить не простые цели.
Наконец, герой добивается того, что искал – находит перо Жар-птицы, побеждает Кащея… Но победа ещё не завершение трудностей, рано почивать на лаврах, есть ещё обратный путь. К тому же злодей отобрал его невесту… Только герой уже – умудрённый опытом, возмужавший и мудрый обязательно победит. Вся эта информация чрезвычайно полезна для будущей жизни мальчика. Да и девочке то же.
Любопытная программа содержится в сказке «Дюймовочка». Бедняжку так и норовят выдать за муж, но она ищет своего принца и находит. Информация: перебирать, искать подходящего человека, того, кто нас устраивает, и не оставаться ни с кем из жалости не из уважения к авторитету!
Правда, все авторские сказки по своему внутреннему содержанию отличаются от народных: в авторских сказках за частую заложены кроме мудрости все комплексы самого писателя…
Например, можно весьма скептически отнестись к какой-то юмористической интерпретации «Красной Шапочки», но в самом деле в ней так много странного: какая-то без ответственная мать отправляет свою маленькую дочь через тёмный лес, где бродят волки, даже не снабдив её инструкциями, как себя вести в опасности! Да и почему больная бабушка живёт отдельно?
Конечно, не обязательно ребёнок «считает» и примет на себя подобного рода сценарий, но порой такая вероятность есть. Так, что разговор с ребёнком о том, что такое хорошо и что такое плохо, - нужен всегда. И сказка – отличный для этого повод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Читайте детям сказки".
Читайте детям сказки! Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок!...
Консультация для родителей "Читайте детям сказки"
Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего малыша на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка- очень де...
Консультация для родителей " Читаем детям сказки"
Консультация поможет родителям правильно читать сдетьми художественную литературу...
Консультация для родителей «ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ»
Рекомендация для родителей - зачем нужно читать маленьким детям.....
Консультация для родителей «Читайте детям сказки»
Консультация дляродителей«Читайте детямсказки» Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.Чем полезны сказки?• Во-первых,...
Консультация для родителей «Читайте детям сказки»
Консультация для родителей«Читайте детям сказки»...
Консультация для родителей "Читаем детям сказки"
Консультация для родителей«Читайте детям сказки»«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Р...