"Я и мой ребенок" (второе заседание)
методическая разработка по теме

Серик Ирина Валерьевна

Тема "Знаю ли я своего ребенка?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zasedaniya_2.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»

Конспект второго заседания      психологического родительского клуба

«Я и мой ребенок»

Разработали

Педагоги – психологи МАДОУ №1

Серик И.В.

Павлычева К.Б.

г. Приморско – Ахтарск

2018

Цель: помочь родителям понять своего ребенка, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с типами темперамента и их особенностями.
  2. Выявить у детей их тип темперамента.
  3. Научить взаимодействию родителей со своими детьми в зависимости от типа темперамента.

Оборудование: компьютер, проектор, видео притчи «Неидеальный», картина Х. Битструпа «Темпераменты», памятки, листы, карандаши, ручки, тест «Какой темперамент у вашего ребенка», текст ролевой игры «Родитель-ребенок», елочки из картона, шарики (красные, розовые, голубые) из самоклеящейся бумаги, клубок ниток.

Ход клуба.

1. Приветствие.

И.В. Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вновь видеть вас в этом зале! Наша тема сегодня «Знаю ли я своего ребенка?». Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца. Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: воспитатели и учителя несправедливы, а другие дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, надо знать, принимать и учитывать возрастные и психологические особенности ваших детей.

- Что надо знать родителям о своем ребенке? (ответы родителей).

 Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить самое  важное: состояние его здоровья и темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик). О темпераменте мы и поговорим сегодня.

К.Б. Обратите внимание на экран! Посмотрите, послушайте и подумайте, о чем же эта притча. (Просмотр притчи)

К.Б. На какие мысли Вас натолкнула эта притча? (Высказывания родителей)

К.Б. Каждый ребенок, как и взрослый – не идеален, но даже отрицательные черты, при правильном  их направлении  могут превратиться в достоинство и принести положительные плоды.

К.Б. Упражнение – ассоциация. У каждого из нас свое представление о своем ребенке. С чем или кем сравниваете вы своего ребенка? Прошу Вас по кругу ответить на вопрос «Мой ребенок – это…»

И.В.  Игра «Уронили мишку на пол…» До начала упражнения вспомним четверостишия А. Барто.

Затем раздаются листы, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения. Задача играющих собраться в «четверки»,  каждая из которых составляет одно стихотворение.

И.В: С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Легко ли было отыскать участников своей команды? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно? Как вы искали свое четверостишие?

Итог: Мы все очень разные. Это подтверждает то, как вы искали свою команду – кто-то занял позицию ожидания, кто-то был в активном поиске, кто-то отнесся к заданию равнодушно и просто ожидал завершения. Кто-то громко говорил и быстро двигался, а кто-то молча искал глазами знакомые строки. Отчасти это зависело от  врожденных характеристик вашей нервной системы, т.е. от вашего темперамента.

К.Б. Теория. Обратите внимание на экран. На нем представлена схема типов темперамента. На пересечении линий вы можете увидеть характеристики того или иного типа темперамента.

Из схемы видно, что ХОЛЕРИК – неуравновешенный и подвижный, МЕЛАНХОЛИК – неуравновешенный и спокойный, ФЛЕГМАТИК – уравновешенный и спокойный, САНГВИНИК – уравновешенный и подвижный.

Узнав данные характеристики послушайте одну историю и определите типы темперамента у друзей в истории.

 Четыре друга с ярко выраженными темпераментами опоздали в театр. Как каждый из них ведет себя в данной ситуации?

 - Вступает в спор с билетером, уверяет, что часы в театре спешат, пытается оттолкнуть его и проскочить на свое место (холерик).

 - Этот человек понял, что в партер его не пустят, но на верхние ярусы пройти проще – и побежал туда (сангвиник).

- Увидел, что в зал не пускают, и подумал: «Первое действие всегда неинтересно. Схожу пока в буфет и подожду там антракта» (флегматик).

-  «Мне всегда не везет! В кои веки выбрался в театр – и то неудачно!» Вышел и поехал домой (меланхолик).

И.В.  Родителям предлагается для просмотра картинки Х. Биструпа: на скамейке сидит господин и читает газету. Рядом лежит его шляпа. (приложение 3)

- К скамейке подошел человек и, не заметив шляпу, сел на нее. Хозяин взял измятую шляпу, спокойно посмотрел на нее, одел и продолжил чтение (флегматик)

- Хозяин грубо оттолкнул севшего и начал кричать на него (холерик).

- Та же сцена: хозяин посмотрел на шляпу и начал хохотать (сангвиник).

-  Хозяин взял шляпу, посмотрел на нее и чуть не заплакал (меланхолик).

Каждая серия картинок отражает определенный темперамент. Какой именно?.. Ответы участников.

К.Б. ВАЖНО! 1. Различия в темпераментах между детьми и родителями иногда приводят к большим конфликтам, если не понимать в чем проблема. 2. Темперамент определяет характер ребенка, однако в чистом виде проявляется редко. 3. Не путать темперамент с невоспитанностью, безответственностью и др. недостатками воспитания. О темпераменте говорят лишь врожденные особенности: ребенок активный, энергичный, эмоциональный, чувствительный и т.д. Т.е. скорость и глубина процессов. Увлечения, убеждения и взгляды не зависят от темперамента. От типа темперамента зависят образ действий и манера поведения в окружающей обстановке.

И.В. Метафора «Замок и ключи».

Прилагаются рисунки «Замок» и «Ключи».

 Сопроводительный текст:

 - Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

 - Замок (родители).

 - Правильно, замок. Какой это замок?

 - Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

 - Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

 - Ключ (родители).

 - Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

 - Нет (родители).

 - Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи?

 - Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

 - Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

 - Да, возможно (родители).

 - Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

К.Б. Тест. У каждого ребенка, так же, как и у взрослого свой тип темперамента, и свои отличительные черты. Предлагаю Вам ответить на вопросы теста, чтобы выявить темперамент Вашего ребенка и найти тот самый ключик.

(Родители проходят тест)

К.Б. Результаты теста. Посчитайте сколько у Вас ответов, а, б, в, г.

Если у Вас больше ответов: а) Ваш ребёнок – сангвиник,

                                                б) Ваш ребёнок – флегматик,

                                                в) Ваш ребёнок – холерик,

                                                 г) Ваш ребёнок – меланхолик.

К.Б. Теперь Вы узнали тип темперамента своего ребенка. Это поможет посмотреть вам на особенности поведения вашего ребенка с другой стороны.

И.В.  Как же отражается тип темперамент на поведении ребенка? Обратимся к характеристикам каждого типа.

 МЕЛАНХОЛИК.

Знаменитости: П.И. Чайковский, Н.В. Гоголь.

Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.  Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств, долго мечтает и размышляет.

 ФЛЕГМАТИК.

Знаменитости: Кутузов М.И., Крылов И.А.

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

 ХОЛЕРИК.

Знаменитости: Петр 1, Суворов А.В., Пушкин А.С.

 Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности. Очень конфликтен.

 САНГВИНИК.

Знаменитости: В.А. Моцарт, М.Ю. Лермонтов, Винни-Пух.

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек, оптимист. В детстве это ребенок - "солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

К.Б. Так было всегда. Жизнерадостные коммуникабельные сангвиники сколачивали из праздношатающихся соплеменников охотничьи отряды. Импульсивные холерики впадали в боевой экстаз и первыми врывались в пещеру саблезубого тигра, ведя за собой менее активных товарищей по оружию. А в пещерах невозмутимые флегматики кропотливо разделывали и делили тушу, слушая, как меланхолики анализируют ошибки проведенной операции и разрабатывают стратегию следующей вылазки с учетом предыдущего опыта.

 Если вам когда-нибудь доводилось наблюдать школьников на перемене, вы согласитесь, что мода на набедренные повязки из шкур давно прошла, но во многом мы похожи на наших первобытных предков.

 Сангвиники среди нас - это душа коллектива.

 Холерики - движущая сила.

 Флегматики - наша совесть.

 Меланхолики - мозговой центр.

Сейчас, для более эффективной работы, я прошу Вас разбиться на группы. Те у кого ребенок сангвиник садятся за 1 стол, флегматик – 2, холерик – 3, меланхолик – 4.

И.В. Ролевая игра. В каждой группе выбираются два участника – родитель и ребенок. В форме ролевой игры они зачитывают обращения друг к другу.

1) «Родитель-ребенок флегматик» (Приложение 1и 2)

 Ошибки родителей:

 Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

 2) «Родитель – ребенок холерик» (Приложение 1и 2)

Ошибки родителей:

 Важно! Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

3) «Родитель – ребенок меланхолик» (Приложение 1и 2)

 Ошибки родителей:

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

4) «Родитель – ребенок сангвиник». (Приложение 1и 2)

Ошибки родителей:

 Важно! Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру.

К.Б. Тест-памятка.  (Включается спокойная музыка).

Цель: Самоанализ родителей.

В этот предновогодний день  мы хотим сделать вам подарок. Мы дарим вам елочку и шары для украшения. А украшать их вы будете сами здесь и сейчас... Я буду зачитывать правила воспитания в семье. Если в вашей семье выполняется это правило – вы приклеиваете розовый шар, если не всегда - голубой, не выполняется  - красный. Ваши работы не будут выноситься на обсуждение. Я надеюсь, что вместе с этим  подарком, вы возьмете с собой и знание о том, что эти правила необходимо соблюдать.

 Психолог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Количество цветов не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

Правила воспитания ребенка в семье

1. Мы с супругом (ой) единодушны в воспитании детей.

2. Я использую формы запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо.

3. Я всегда принимаю помощь ребенка, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться.

4. Я умею не приказать, а попросить о чем либо своего ребенка.

5. Я советуюсь со своим ребенком не смотря на его возраст.

6. Я  извиняюсь перед ребенком в случае моей неправоты.

7. Я сохраняю самообладание, даже если поступок ребенка вывел меня из себя.

8. Осуждая ребенка за поступок, вспоминаю себя в его возрасте.

9. Я способна оставить все дела в любой момент, чтобы заняться ребенком.

10. Я воздерживаюсь от слов и выражений, которые могут ранить ребенка.

11. Вечером, всей семьей мы обсуждаем, как прошел день.

12. Знаю друзей своего ребенка и приглашаю их в дом.

И.В.  Рефлексия. Игра «Паутинка» в сочетании с методом незаконченных предложений.

Участники становятся в круг. С помощью клубка  шерстяных ниток создаем «паутинку», наматывая на палец и передавая в противоположную часть круга. При этом родители заканчивают предложение «Сегодня мне стало понятно, что…»

  Заключительное слово. Наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что полученные сегодня знания, помогут вам найти ответы на многие вопросы в деле воспитания ваших детей. До свидания.

 

Приложение 1

МЕЛАНХОЛИК

Родитель рассказывает о ежедневных проблемах со своим ребенком-меланхоликом.

 - делаю совершенно невинное замечание, получаю поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";

- отправив делать уроки свое чадо, я  нахожу его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";

 - я регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей;

- в детском летнем лагере первые три недели мое чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена уже заканчивается.

ФЛЕГМАТИК

Родитель рассказывает о ежедневных проблемах со своим ребенком-флегматиком.

- пока мой ребенок умывается, завтракает и аккуратно завязывает шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

 - если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";

 -если я  попробую без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, то рискую нарваться на большой скандал;

 - мой ребенок способен заставить меня неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;

 - мой хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы я, замученная (ый) ожиданием вышла (ел) из себя и быстренько сделала (л)  все сам (а);

 - предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовлюсь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно я сделаю выбор за него.

САНГВИНИК

Родитель рассказывает о ежедневных проблемах со своим ребенком-сангвиником.

- если я поручил(а)  моему ребенку скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;

 - если же все-таки он займется моим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

 - не все его многочисленные друзья  соответствуют  привычному для меня кругу людей.

- небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

ХОЛЕРИК

Родитель рассказывает о ежедневных проблемах со своим ребенком-холериком.

- часто мой ребенок настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит моих слов;

 - задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;

 - с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;

 - излишняя его самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;

 - мой ребенок очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности;

 - проблемы с общением в детском возрасте часто приводят к истерическим реакциям и различным угрозам со стороны моего ребенка.  К счастью, эти угрозы редко исполняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика развития здорового ребенка второго года жизни.

Второй год жизни ребенка - это перемены, новый опыт, стремительное развитие. Что может делать малыш,  чему может научиться? О достижениях детей второго года жизни, сенсорном и речевом развит...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИНаиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинаетпонимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постеп...

Консультация "Развитие речи ребенка второго года жизни"

Для успешного развития речи ребенка необходимо создание условий с самого раннего возраста. В консультации отражены изменения в развитии речи детей второго года жизни, даны советы и рекомендации по орг...

Проект "Имя ребенка" (вторая младшая группа)

Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя. По словарю В.И. Даля: «Имя – это сл...

Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни

Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни...

Развитие ребенка второго года жизни

Психологические особенности развития детей второго года жизни...

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...