Консультация для родителей "Как сделать речь детей образной и выразительной"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как сделать речь детей образной и выразительной».
Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Наши дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. В повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие.
Речь наша предметна и унифицирована. Поэтому, если вы хотите развить связную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями и выражениями, прежде всего, вы сами должны говорить, используя все многообразие русского языка. Необходимо следить за своей речью. Замечательным примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей детей. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны и доступны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.
Что можно сделать дома, чтобы сформировать образную речь детей? Если вы читали ребенку, минут тридцать, а потом захлопывали книгу, то теперь необходимо перестроить процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если он мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?» Попросите ребенка пересказать текст своими словами, затем задание можно усложнить: попросите описать персонаж, обстановку, время года, о котором говорится в сказке, используя те же слова и образы, которые употреблялись в тексте. Старайтесь не только направлять беседу, задавая вопросы, а стройте диалог с ребенком. Высказывайте свое мнение, иногда сознательно «неправильное» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и вас поправить. Побуждайте ребенка высказать свое мнение и отношение к героям сказки. По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или удивило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание природы или замка, или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?»
Кроме того, существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик и обратно, в очереди, на прогулке.
1. Поводырь. Взрослый закрывает глаза, и ребенок ему описывает, что их окружает.
2. Опиши машину, игрушку. Ребенку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
3. Добавь словечко. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
4. Что это может быть? Взрослый называет прилагательное, а ребенок к нему - существительные. Например, «черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
5. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если ребенку сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить использовать картинки.
6. Игра в антонимы. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой – маленький, пушистый-гладкий».
7. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, посох.
8. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
Важно понять, что только правильная разговорная речь, богатая образными выражениями, гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умения найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Так давайте же поможем нашим детям в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как сделать речь детей образной и выразительной".
В консультации "Как сделать речь детей образной и выразительной раскрываются причины "бедности" языка старших дошкольников, приводятся примеры практических речевых игр, которые способствуют развитию о...
Консультация для родителей «Как сделать речь детей образной и выразительной»
Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забы...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 2 – 3 лет средствами художественной выразительности»
Период раннего возраста имеет огромное значение в овладении ребенком речью и гармоничном развитии всех его психических структур. Именно с речью связано развитие восприятия и мышления, развитием р...
Консультация для родителей. « Развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности».
Влияние художественного текста на развитие речи детей раннего возраста несомненно велико. Происходит постепенное овладение родным языком, у ребенка формируется правильное восприятие художественно...
«Как сделать речь детей образной и выразительной».
Консультация для родителей на тему:«Как сделать речь детей образной и выразительной»....
«Как сделать речь ребенка образной и выразительной с помощью сказки»
Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время част...
Как сделать речь детей образной и выразительной с помощью народных сказок
Повысить компетентность родителей по вопросу развития у детей речевых навыков и побудить занимаеться с ребенком в домашних условиях. ...