«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольника»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
Подготовила Дружина Елена Алексеевна
Все знают, что необходимо развивать мелкую моторику рук у детей. Но многие думают, что это не так важно. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Зачастую дети, которые уже идут в школу, не умеют держать ручку и завязывать шнурки.
Что же такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти мышцы не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.
Развивать мелкую моторику легко могут и родители, в домашних условиях. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.
На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. В настоящее время в современных магазинах можно найти огромное количество игрушек, с помощью которых развивается мелкая моторика. Но, как известно, это финансово затратно и достаточно быстро надоедает детям. Для того, чтобы развивать мелкую моторику своего ребенка, можно найти всё необходимое дома, практически не растрачивая на это денег.
Все родители знают, что детей тянет в кухню, ведь именно там находится большое количество предметов, которые способны помочь в развитии мелкой моторики. Любимое занятие малышей - рисовать манкой или мукой. Можно насыпать ребенку в поднос манки и показать, как по ней рисовать пальчиками или всей ладошкой. Интересное занятие и пересыпание разных мелких предметов из одной посудины в другую.
Детям в более старшем возрасте задачи можно усложнить. Смешайте разные виды макаронных изделий и дайте ребенку задание каждый вид собрать в отдельную коробочку. Таким же образом можно играть и с фасолью разных видов, изучая их при этом. Ещё один вариант – смешать фасоль и горох.
Отлично способствует развитию мелкой моторики ещё одно занятие – нанизывание разных предметов на верёвочку. Для этого можно найти в доме много разных предметов – макароны, коробки от спичек, бублики, бусины от разорвавшихся бус.
Во время приготовления пищи тоже можно доверить какое-нибудь простенькое задание ребенку. Например, почистить яйцо или варёную картошку.
Давайте ребёнку бумагу – газеты, старые журналы и т. д. Можно научить его резать специальными детскими ножницами. Потом все эти частички тоже легко использовать, делая различные аппликации.
Вот ряд простых занятий для развития мелкой моторики рук:
- Лепка из глины и пластилина.
- Рисование или раскрашивание.
- Изготовление поделок из бумаги.
- Конструирование.
- Застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
- Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
- Нанизывание бус и пуговиц.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Переборка круп.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
- Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
- Очищать мандарины.
- Переливать из кружки в кружку воду.
- Стирать небольшие вещи, например кукольные.
- Мыть игрушки, посуду.
- Подметать пол.
- Поливать цветы и т. д.
Игры с водой и в воде:
- в тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии, выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает;
- малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает;
- поиграй те с ребёнком в большую стирку, предложите малышу самому постирать, а затем отжать и повесить не большие вещи.
Развитие мелкой моторики скрывается на самом деле во многих простых и привычных нам занятиях. Для этого совсем не нужно тратить много денег. Стоит лишь подключить ребёнка к различной работе, давать ему интересные занятия, не боясь уборки и мойки, которая вас после этого, несомненно ожидает
. Очень важно формировать у детей навыки самообслуживания. Приучайте детей обуваться и одеваться самостоятельно .Надевание колготок, носочков, выворачивание их налицо, застегивание и расстегивание пуговиц- все эти действия не только приучают детей к самостоятельности, но и развивают мелкую моторику.
Важную роль для развития мелкой моторики имеют физические упражнения. Это различные лазания( на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи"
Информация для воспитателей и родителей...
«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей». Отчёт по теме самообразования
для воспитателей...
Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у дошкольников.
Развитие речи тесно с связано с развитием мелкой моторики. Не смотря на близкое расположение в коре головного мозга отделов, отвечающих за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, разви...
Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у дошкольников.
Статья о том,как пальчиковые игры помогают детям...
Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»
Мастер- класс направлен на то, чтобы показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, предоставить практические рекомендации по использованию игр и упр...
"Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольника "
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска новых способов и средств с...
Пальчиковая гимнастика - как средство развития речи дошкольников
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, буде...