Психологическое развитие ребенка: от рождения до 3 лет
консультация на тему
Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rebenka_ot_goda_do_3_let.docx | 16.79 КБ |
razvitie_rebenka_ot_rozhdeniya_do_goda.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое развитие ребенка:
с рождения до трех лет
Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.
Ребенок от года до трех лет
Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.
Раннее детство делится на три периода:
- Год – полтора года: малыш-исследователь.
- Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.
- Два – три года: «пик» умственного развития.
Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?
От года до двух лет
- Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
- Все его эмоции одинаково сильны.
- Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
- В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
- Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
- Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
- Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
- Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
- Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
- Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать чаще.
- После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
- Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
- Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
- Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.
До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.
От двух до трех лет
- Словарный запас малыша стремительно расширяется.
- К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.
- Комментирует все свои действия, таким способом он тренирует не только речь, но и внимание с памятью.
- Карапуз копирует не только речь взрослых, но и их поведение.
- Родители все чаще слышат вопрос: «Почему?». Не ленитесь на него отвечать.
- Малыш способен запоминать небольшие стихи или песни.
- Ребенок уже умеет придумывать сюжеты игр или истории, у него развивается воображение. Впервые примеряет на себя чужие образы и роли в игре.
- Детям в этом возрасте просто необходимо общение со сверстниками, он ведет себя с ними дружелюбно, делится игрушками. Именно в это время появляются первые друзья.
- Формируется самолюбие и гордость, малыш стремится угодить маме и папе.
- Это уже маленькая личность, он будет прислушиваться к вам только тогда, когда вы научитесь договариваться с ним, а не просто будете требовать полного повиновения.
Трехлетка все еще нуждается во внимании и заботе родителей, и если ему будет не хватать этого, то он снова станет «маленьким»: попросит покормить или переодеть его, хотя давно делает это сам.
Раннее детство ребенка длится до трех лет, с каждым днем малыш понимает все больше, говорит все лучше и становится все более самостоятельным. Окончание этого периода – кризис трех лет, а затем малыша можно будет назвать дошкольником.
С уважением, педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
Белоусова Елена Сергеевна
Предварительный просмотр:
Психологическое развитие ребенка:
с рождения до трех лет
Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.
Первый год жизни
Новорожденный (0–3 мес)
- 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
- 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
- 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое "агу"..
«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.
Первый период младенчества (3–6 мес)
- 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
- 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
- 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.
В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.
Второй период младенчества (6–12 мес)
- 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
- 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать - кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
- 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
- 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
- 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
- 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.
Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.
С уважением, педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
Белоусова Елена Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.
Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...
Развитие ребенка, от рождения - до года
Развитие ребенка до года по месяцамЧто должен уметь новорожденный? Сколько малышу положено спать? Какие игрушки ему нужны?...
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка.
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста” В.А....
Дневник развития ребенка от рождения до 1 года
Дневник развития ребёнка служит для фиксации всех достижений ребёнка и анализа того, соответствуют ли они возрастной норме.Это информация полезна как Вам, родителям, так и специалистам, занимающ...
РЕФЕРАТ на тему: Игрушка как средство гармоничного развития ребенка от рождения до 4-х лет.
реферат...
"Возрастные и психологические особенности детей 7-го года жизни" (По материалам: Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) – М: Учпедгиз, 1960г.)
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психологического развития. Именно в этом возрасте про...
Психологическое развитие ребенка от рождения до года
https://radost-rostov.ru/2018/08/24/psychological-features/...