"Стили и ошибки семейного воспитания"
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация «Стили и ошибки семейного воспитания».
Если ребёнку в детстве постоянно внушали, что он: "тюфяк, разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт - ведь он знает, что он не такой плохой, что он старается из всех сил порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребёнка под свои мерки. Из этого конфликта "вытекает" нервное напряжение, с которым ребёнок подчас не может справиться.
Возможны два варианта решения ребёнком этой проблемы: либо он адаптируется, приспособится к непомерным требованиям взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного "Я" доступными для него способами. Либо он будет сопротивляться, «воевать» с близкими людьми, а это породит множество конфликтов. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою "воспитательную политику", то у ребёнка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.
Нерешённые психологические проблемы родителей, проецируясь на ребёнка, могут повториться у него в усугублённом виде. Скрытым формам программирования развития детей в семье уделяется большое внимание в работах известных представителей психологической науки, например, Э. Берна, Р. и М. Гулдинг.
Помните - решая свои нерешённые проблемы, родители смогут эффективно помочь своему ребёнку!
Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: “Когда же ты, наконец, поумнеешь?”, “Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, давай лучше я...” или “Эх ты, моё горе”. Всё это и многие другие родительское внушение, программирование принято называть “родительскими директивами. Как часто вам случается говорить эти или подобные фразы своим детям?
1. “Не живи” (“Мне не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...” и т.д..) Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, притом за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.
2. “Не будь ребёнком” (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький, чтобы...”). Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.
3. “Не расти” (“Ты ещё мала, чтобы краситься”, “Мама тебя никогда не бросит”, “Не торопись взрослеть”). Чаще всего достаётся младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.
4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать. Тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.
5. “Не чувствуй” (“Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери”, “Не сахарный – не растаешь”). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.
6. “Не достигай успеха” (“Я сам не смог закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование”). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.
7. “Не будь лидером” (“Будь как всё”, “Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя”). Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей.
8. “Не принадлежи” – её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке “единственного друга”. В общении с ребёнком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).
9. “Не будь близким”. Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, “что любая близость опасна”.
10. “Не делай” – то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: “Не делай сам, подожди меня”. Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.
11. “Не будь самим собой”. Выражается в выражениях типа “Почему Вася это может, а ты нет?”, “Стремись к идеалу”; бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы – вызвать неудовлетворённость своим нынешним состоянием и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.
12. “Не чувствуй себя хорошо” (“Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5”). Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.
Заключение
Таким образом, для того, чтобы семья максимально положительно влияла на воспитание ребёнка, чтобы отрицательное влияние семьи свести к минимуму и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо соблюдать общие внутрисемейные психологические правила.
. Принимать активное участие в жизни семьи
. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком
. Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты
. Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения
. Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка
. Уважать право ребёнка на собственное мнение
. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом
. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ошибки семейного воспитания
Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному............................................
Родительское собрание "Ошибки семейного воспитания"
Родительское собрание...
Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.
Консультация для родителей в вопросе семейного воспитания....
Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания
В статье рассмотрены вопросы воспитания ребенка и роль родителей, а также некоторые ошибки воспитания....
Ошибки семейного воспитания
Консультация для родителей «Родительские директивы». Ошибки семейного воспитания.Родительские директивы.Если ребёнку в детстве постоянно вну...
СТИЛИ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Хорошие родители готовы вкладывать время, силы, деньги в то, что принесет ребенку пользу. Но даже хорошие родители не всегда знают, что именно полезно или вредно ребенку в тот или иной период его жизн...
«СТИЛИ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» конспект родительского собрания в старшей группе
Приобретение родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребенком....
- Мне нравится (1)