Развитие речевого дыхания
консультация (подготовительная группа) на тему

Злобина Анастасия Анатольевна

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_razvitiyu_rechevogo_dyhaniya.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

                                           Злобина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед

       

        Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество вы- дыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально- реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Дома и в дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; заниматься до еды; заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; дозировать количество и темп проведения упражнений; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно; в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

Игровые   упражнения   для развития физиологического        и речевого дыхания.

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8 - 10 раз).

«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6 -7 раз).

«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить 3 - 4 раза.

«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апель- син, духи, варенье и т.д.).

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать че- тыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, мед- ленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топори- ком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 - 8 раз.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3 - 4 раза.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту».

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - «ш-ш-ш».

Дыхательно-голосовые упражнения

Сделать  короткий  вдох  при        открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков (А, О, У, И, Ы, Э).

Произнесение на одном выдохе сочетаний из двух, затем трех гласных звуков: а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ

б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА

Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов: а) ФА-ФА, ХА-ХА

б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА

в) ФА-ФА        ФА-ФА-ФА

г) ХА-ХА        ХА-ХА-ХА

Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными: а) ХА-ХО-ХИ

ХО-ХИ-ХА ХИ-ХА-ХО

б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФО

ФЫ-ФА-ФА-ФУ

Примечание: звуки Х, Ф берутся т.к. они наиболее легкие в произношении и почти всегда бездефектны.

Стараться на одном выдохе произнести как можно больше сочетаний следующих цепочек согласных:

БББ-ДДД-ГГГ;        ПД-ПБ-ПБ; БДГ-БДГ-БДГ;        ТД-ТД-ТД; ДБГ-ДБГ-ДБГ;        КГ-КГ-КГ; ГБД-ГБД-ГБД;        ЛР-ЛР-ЛР; ПТК-ПТК-ПТК; ВФ-ВФ-ВФ; КПТ-КПТ-КПТ; ЗС-ЗС-ЗС;

Произнести счёт на 1 выдохе по 3-5, постепенно увеличивая до 10-15. Затем произвести обратный счёт.

Прочесть        пословицы,        скороговорки        на        1        выдохе        (сначала        короткие,        потом длинные).

«Капля и камень точит».

«Правой рукой строят – левой ломают».

«Кто вчера солгал, тому завтра не поверят».

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

«Как у горки на пригорке жили 33 Егорки».

«На скамеечке у дома целый день рыдала Тома».

«На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора».

Подобрать стихи и рассказы и прочитать их, тщательно воспроизведя вдохи на паузах.

(Упражнение проводится в хорошо проветриваемом помещении в свободной одежде, за 30 минут до еды или через 1,5 - 2 часа после).

Комплекс упражнений для дифференциации ротового и носового дыхания

И.п. – сидя на стуле.

Вдох и выдох через нос; Вдох и выдох через рот;  Вдох через нос, выдох через рот; Вдох через рот, выдох через нос; Вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); Вдох через одну половину, а выдох через другую (попеременно); Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

Вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Звуковая дыхательная гимнастика

Трубач

И.п. – сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку и подняты вверх. Медленно выдохнуть и произнести П – Ф – Ф – Ф – Ф, по окончанию – вдох. Повторить 3 раза.

Светофор

И.п. – сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны с длительным выдохом, произнести С – С – С–С, по окончании – вдох (3 раза).

Маятник

Стоя – ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклонить туловище в сторону, вправо и влево. При наклоне в сторону- выдохнуть, произнося Т – У – У – Х, Т – У – У –  У – Х – Х. По окончании – вдох. Повторить 3 раза.

Для удлинения выдоха, а также массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой струей полезно играть на губной гармошке, дуть в различные дудки, свистки, надувать воздушные шарики.

Отдифференциировать носовой и ротовой выдох помогает дутье через трубочку в банку с водой, поддувание на полоски бумаги и ватные шарики.

Данные игры – упражнения способствуют формированию правильного дыхания, улучшают функции дыхания, укрепляют дыхательную мускулатуру и воспитывают навык спокойного смыкания губ.

Используемая литература:

Большакова С.Е. /Речевые нарушения и их преодоление.: М., Сфера, 2005

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. /Артикуляционная пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.: М., Издательство ГНОМ, 2013.

Нурмухаметова Л.Р. /Дыхательная гимнастика в детском саду/журнал Логопед

№ 3, 2008.

Петухова Л.Н., Ашихмина Н.П., Зиберова С.Э. /Пособие для логопедов. /Стертая форма дизартрии пути коррекции.: Челябинск, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...