Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, умения действовать по правилам
материал на тему
В эти игры можно поиграть с ребенком в любое свободное время дома, на прогулке, по дороге в детский сад и обратно, в поездке, сидя в очереди, н/р, в поликлинику, и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_pamyati_vnimaniya._umeniya_deystvovat_po_pravilam.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
!Для родителей, любящих своих детей!
Игры и упражнения
на развитие памяти, внимания, умения действовать по правилам
(в которые можно поиграть с ребенком в любое свободное время дома, на прогулке, по дороге в детский сад и обратно, в поездке, сидя в очереди и пр.)
Составила: педагог-психолог
Коржова И.А.
Г.Югорск
2015
Мой глаз – алмаз
В эту игру можно играть в поезде и машине, в аэропорту во время ожидания рейса. Сначала выбираем цвет предметов, которые будем искать, например, красный. И начинаем игру: мой глаз – алмаз видит красную… машину. Мой глаз - алмаз видит красное яблоко. Мой глаза – алмаз видит красную шляпу. Искать можно круглые, полосатые вещи.
Я возьму с собой
Это немного усложненная версия «Мой глаз – алмаз». Представьте, что вы отправляетесь в путешествие и берете с собой в чемодан какие-то вещи. Придумайте правило, согласно которому вы будете брать только… зеленые предметы. Затем вы говорите: «Отправляясь в дорогу, я возьму с собой... лягушку». Этот предмет должен соответствовать задуманному правилу. Дети спрашивают, можно ли взять с собой апельсин? Апельсин не зеленый, следовательно, нельзя. Можно ли взять с собой огурец? Вы отвечаете: "Можно" (так как огурец – зеленый). Побеждает тот, кто сумеет разгадать правило.
Правила могут быть как простыми (например, то, что умещается в портфель, все круглое, мягкие вещи), так и сложными. К примеру, ваше имя и все предметы начинаются на одну букву. Или все слова иностранного происхождения.
Слова
Играть в города – самую распространенную версию этой забавы – мы все умеем. Суть игры в слова такая же: придумывать слова, продолжая цепочку. Первый игрок называет любое слово, например, РЫБА, следующий игрок должен придумать свое слово на последнюю букву слова РЫБА, то есть на А. Например, арбуз. Ход переходит к следующему, который должен придумать слово на «З». В результате, получаются вот такие цепочки: ЗОЛА – АЗБУКА – АЛФАВИТ – ТЕЛЬНЯШКА – АНТЕННА и т.д.
Очень понятная и простая, уверенно в слова играют младшие школьники, дошкольники же могут активно участвовать, при условии, что вы введете правило нескольких подсказок. Малыши, которые еще не умеют читать, нередко придумывают слово на А – абезьяна. Задача взрослого – вовремя поправить, ненавязчиво объясняя правила. Говорим «абезьяна», а пишем «обезьяна». Когда ребенок долго придумывает слово, чтобы не тормозить игру, начните медленно считать до 10. Если слово так и не пришло на ум, игрок пропускает ход.
В ходе игры возникает достаточно много интересных ситуаций, когда можно поспорить, обсудить что-то, увидеть закономерность: например, что часто слова заканчиваются на А, на О. К этой ситуации можно подготовиться и придумать как можно больше слов на эти «хитрые» гласные.
Растение, животное, минерал
Помните, как Лев из известного произведения Льюиса Кэрролла пытался категоризировать Алису? «Кто ты: растение, животное или минерал?». Так и мы частенько играли в эту занимательную «угадай-ку», наматывая километры по разным городам и весям. Правила игры такие: ведущий загадывает какое-нибудь животное, растение или минерал. Задача остальных – задавая вопросы, угадать, что это такое? Надо заметить, что умение задавать вопросы сторонники ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач) считают очень важным навыком для развития ребенка. На первых порах в подобных играх требуется активное участие взрослых.
Вот один из сценариев нашей игры «растение , животное, минерал». 9-летний ребенок загадал нам очень непростую загадку.
- Это растение?
-Нет.
-Это животное ?
- Это животное.
- Это млекопитающее?
- Да.
- У него четыре лапы?
- Нет. Но есть конечности.
- У него есть шерсть?
- И да, и нет.
- Он живет в норах?
- Нет.
- Это домашнее животное?
- И да, и нет.
- Это дикое животное?
- И да, и нет.
- Оно умеет летать?
- Нет.
- Оно ползает?
- Иногда.
- У него развитый мозг?
- Да.
- Это человек!
Вот такая получилась загадка Сфинкса.
С детьми 6-7 лет загадайте что-то попроще.
Хорошо-плохо
Вместе с ребенком придумайте, о чем вы хотите поговорить - какое-нибудь событие или явление. Например, идет дождь. Что в этом хорошего?
Растения получают влагу.
Не надо поливать огород.
Можно похлюпать в сапогах по лужам.
Не надо мыть машину.
Можно увидеть радугу.
Можно помыться самому под летним дождем.
Под дождем растут грибы.
Когда все хорошие варианты исчерпаны, переходим к поиску плохих последствий.
Идет дождь.
Не погуляешь, слишком мокро и холодно,
наводнения,
урожай пропадает на полях,
когда дождь идет слишком долго, можно промокнуть и простудиться,
животные прячутся, им холодно и не увидишь их.
Эта игра учит смотреть на события с разных точек зрения.
Снежный ком
Вы говорите любое слово, которое пришло вам в голову. Малыш повторяет ваше слово и придумывает свое. Вы повторяете первые два слова, добавляя новое слово. Так слова нарастают как снежный ком. Если часто тренироваться, играя, можно повторить за раз больше 20 слов. Очень полезное занятие для малышей, так как развивает память и внимание. Интересно также играть в «снежный ком» с сюжетом:
Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает ребенок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.
Я пакую чемодан
"Я пакую чемодан, - говорите вы, - И кладу зубную щетку, носки, зеркало, расческу"... Попросите малыша повторить все, что вы положили в чемодан. Если ребенок вспомнил все, что вы положили, пусть тоже добавит чего-нибудь от себя. Эта игра напоминает «снежный ком», но тематически связана с дорогой.
Розы – морозы
К любому слову необходимо придумать рифмующее слово. Например, вы говорите: палка. Ребенок – галка или скалка.
Кочерга
Очень смешная игра, особенно среди дошкольников. Попросите ребенка выбрать себе имя из кухонных принадлежностей: кочерга, тарелка, вилка, ножик. Теперь скажите, что вы будете задавать вопросы, и на все вопросы надо отвечать «Кочерга». Предупредите, что смеяться нельзя (хотя это вряд ли).
- Как зовут?
- Кочерга.
- А маму?
- Кочерга.
- На носу у тебя что?
- Кочерга.
- А питаешься чем?
- Кочергой.
- А бабушка с дедушкой у тебя кто?
- Кочерги.
Числа
В детстве мы считали столбы, переезды, ворон. Можно вместе считать всех бородатых мужчин, всех собак, всех кошек, грузовиков.
Номерные таблички
Каждый из вас выбирает любое число от 0 до 9. Задача: найти 5 машин с номерными знаками, содержащими выбранное число.
Здесь! (когда едем в машине)
В эту игру мы играем в машине. Я выбираю какой-нибудь объект, который видно издалека – например, дерево или дорожный знак. Все пассажиры закрывают глаза, и когда, по их мнению, мы проезжаем дерево, они выкрикивают «здесь!». Кто оказался ближе всех, выигрывает.
Вам барыня прислала сто рублей
В эту игру можно играть везде, всегда и при любой погоде. Суть игры в том, что ведущий задает вопросы. Отвечая на вопросы, нельзя говорить "да", нельзя говорить "нет", нельзя выбирать черное или белое. Вам нужно запомнить присказку:
«Вам барыня прислала сто рублей,
Что хотите – то купите,
Черный – белый не берите,
"Да" и "нет" не говорите.
Вы поедете на бал?»
«Да!» - радостно кричит малыш. И… игра начинается сначала.
Еще одна версия считалочки:
« Вам барышня прислала кусочек одеяла
Велела не смеяться,
Губки бантиком не делать,
«Да» и «нет» не говорить,
Черно с белым не носить.
Вы поедете на бал?»
В этой версии, отвечая на вопросы, нельзя смеяться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими обенностями развития. Упражнения направлены на развитие всех пси...
«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...
Мастер-класс для воспитателей "Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания, усидчивости".
Материал по играм и игровым упражнениям для развития внимания, памяти и усидчивости для детей дошкольного подготови возрастательного возраста....
Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...
Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления
Предлагаемые упражнения не требуют от вас, родители, больших затрат времени и подготовку. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видо...
Картотека игр и упражнений на развитие памяти, внимания, саморегуляции.
Картотека игр и упражнений на развитие памяти, внимания, саморегуляции....