Как отвечать на детские вопросы
материал на тему
Предварительный просмотр:
Как отвечать на детские вопросы?
Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? — вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого — задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребенка оказывают взрослые.
Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе. Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.
Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь — узнаешь» — значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «Откуда все взялось?» Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны. Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопросов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Почему воздух ночью черный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на пример.
Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.
Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддерживая в дальнейшем интерес ребенка к этом вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интересный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсылают его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»
Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четвертого года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для всего существующего, он торопится уверить себя, что сам он «вовеки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процессию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».
Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится пример сказки «короткой, но вполне утешительной»: «Жила-была девочка-шапочка, пошла и открыла дверь. Все! Я больше не знаю! —А волк? —А волка не надо. Я его боюсь».
Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «Почему?» и др. Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, поплывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет. Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.
Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др. Представляют интерес и детские высказывания, направленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает: —А я ищу, когда будет еще Восьмое марта. —В этом календаре больше не будет, — говорит отец. —А может, будет, я все же поищу. Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, например: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные». О конкретности детского мышления говорят высказывания детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло — из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрикивает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать будет?»
Можно привести и примеры из бессмертного творения К. И. Чуковского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапался?» — ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог: —Мама, крапива кусается? — -Да. —А как она лает? А вот еще забавный вопрос: —Что ли, ножик вилкин муж? Предлагаем обсудить • Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили? Примеры приводятся из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти». Ребенок спрашивает о радио: —А как же дяди и тети с музыкой влезли? И о телефоне: —Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался? Можно привести вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетка, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил: —А как же папа оттуда вылез? — А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? — спрашивает малыш. Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю: —Чьи у Вали глаза? —Папины, — отвечают гостю. — А папа, бедный, значит, без глаз остался, — подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие». Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.
Вывод: - Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
- Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
- Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
- Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
- В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
- Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
- Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.
Умение ответить на вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....
Как отвечать на детские вопросы
Общение — одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Родителям можно поре...
Как отвечать на детские вопросы?
Статья размещена в родительском уголке....
"Как отвечать на детские вопросы"
Выступление:" Как отвечать на детские вопросы"...
Памятка для родителей на тему "Как отвечать на детские вопросы".
Вооружить родителей умениями правильно отвечать на вопросы детей....
как отвечать на детские вопросы
советы для родителей...
Как отвечать на детские вопросы
Памятка для родителей....