Речевые игры для детей от 2 до 3 лет
методическая разработка (младшая группа) на тему

Биркли Ирина Сергеевна

       Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.
Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_posredstvom_rechevyh_igr.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №6 «Золушка»

Речевые игря для детей дошкольного возраста от 2 до 3 лет.

Составила:

Биркли Ирина Сергеевна

г.Шарыпово 2018 г.

       Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.
Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Все слова которые знает ребенок, являются его словарным запасом,при этом те слова которые ребенок понимает но не говорит, относятся к  пассивному словарю, а те которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный словарь.

В норме в активном словаре у ребенка в 2.5 года от 50 - 200 слов. Кроха должен знать названия окружающих предметов, частей тела. В 3 года в норме от 800до 1000. СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Плюсом игр которые я вам сейчас продемонстрирую является то, что на них не  нужно уделять отдельного времени , не нужно экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Разговариваем по телефону

Возраст: 2-3 года.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Кошка Мурочка
Предложите поиграть в кошечек
.

Кошечка Мурка, серенькая шкурка, мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. МЯУ-МЯУ-МЯУ.

Расскажите малышу, что лапки у кошечек очень мягкие, пушистые (положите руки на стол, сожмите в кулачки). А в лапках… острые коготки. Пусть кроха выпрямит напряженные полусогнутые пальцы, в шутку поцарапает стол или диван.

А как кошка просит молочка? Конечно, жалобно мяукает! Подзовем нашу Мурочку и накормим. А когда она поест, что будет делать? Петь песенки и мурлыкать.


Серенькая кошечка села на окошечко, хвостиком виляет, деток собирает. МУР-МУР-МУР.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года.        

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.

Что бывает…. Какое бывает…

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами:
«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?


Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Предложите ребенку задавать вам подобные задания.

Что сначала, что потом

Возраст: от 3-4 лет.

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Поменяйтесь ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Что будет, если…

Возраст: от 3-4 лет.

Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.
«Что будет, если я встану ногами в лужу?»
«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать…

Возраст: от 3-4 лет.

Вы начинаете:
«Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще…» — ребенок продолжает.
Или:
«Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает

Возраст: от 3-4 лет.

Правила — аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:
«Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»
«Чайник — свистит, кипит,…»
«Машина — едет, гудит, светит,…»


«Снег — идет, тает,…»
«Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик — прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед — тают.

Или много предметов на одно действие:
«Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»
«Едет — машина, поезд, велосипед, …»
«Тает — мороженое, лед, …»

Или задания, имеющие только один ответ:
«Кто чинит сапоги?»
«Кто печет пироги?» и так далее о других профессиях.
«Кто хоботом пьет воду?»
«Носит грибы на иголках?» и т.д.

Что где? Кто где?

Возраст: от 3-4 лет.

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?


Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ — на кухне, или более развернутый — на кухне в шкафу у окна, на верхней

полке).
Потом «отправиться» в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Угадай, кто это?

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Один — много…

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
«Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».
Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей…»

Сначала не старайтесь запутывать ребенка — давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Дыхательные упражнения для развития речи

Правильное дыхание поможет быстрее научиться говорить. Пусть кроха вдыхает через нос, «набирая полную грудь воздуха», а выдыхает плавно, складывая губы трубочкой. Но дыхательные упражнения быстро утомляют, поэтому они должны быть короткими. И нескучными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Речевые игры для детей "Играем вместе" с 18.05.- 24.05.2020г.

Лексическая тема: Весна - Лето.  Программа "Мозаика"Тема: Весенние травы и цветы. Насекомые. Младшая группа.Тема: Деревья весной. Средняя группа.Тема: Деревья весной. Старшая группа.Тем...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...