Памятка для родителей «ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ»
материал (старшая группа) на тему
напоминания родителям о проведении прогулки с детьми и её пользе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_o_progulkah_v_prirode.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ»
МДОУ «Детский сад «Василек»
р.п. Мулловка»
Воспитатель: Жилина Е.В.
Развивать ребенка и готовить его к школе можно не только проводя классические занятия дома, но и гуляя в парке, сквере, во время отдыха в лесу и на даче…
«Перед человеком открывалась радость жизни потому,
что он услышал шепот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручейка и переправы серебряных колокольчиков,
жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели,
ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи –
услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.В.Сухомлинский
УЧИМСЯ СЛУШАТЬ
Уметь слушать тишину природы – это тоже искусство. Попробуйте вместе прислушаться к окружающему и угадать, кто или что издает разнообразные звуки. Попытайтесь выяснить, о чем поют птицы, одинаково ли шелестят листьями береза и дуб. О чем рассказывают нам? Кто шуршит в траве? Забавные звуки можно услышать, приложив ухо к старому, пустому внутри дереву, постучав о его ствол. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребенка новый мир звуков.
О чем рассказала река.
Если вы отдыхаете на берегу реки, обратите внимание ребенка на то, что вода в ней постоянно движется, течет. Мы говорим: «Река бежит». Сочините рассказ об этой речке – откуда она прибежала к вам, куда бежит, что и кого повстречала на своем пути? Послушайте шум воды – о чем речка может рассказать?
УЧИМСЯ ВИДЕТЬ
Смотреть на природу и видеть её – это не одно и то же. Наблюдая, ребёнок превращается в исследователя, развиваются его органы чувств, мышление, он пытается понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в этом возрасте. Поддержите его в этом! Рассматривание муравьёв или листиков через увеличительное стекло приводит ребёнка в восторг. Постарайтесь научить ребёнка видеть красоту окружающего мира: и отдельного цветка, и бабочки, и солнечного заката или восхода. Обращайте внимание ребят на то, как природа богата красками и их оттенками, как многообразен окружающий мир. Почаще говорите: «Посмотри, как красиво!» или «Посмотри, как интересно!»
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!
«Что исчезло?» (3–7 лет)
Разложите на земле несколько разных камешков, шишки, сухие листья и другой подобный материал. Предложите ребёнку их запомнить, а затем отвернуться или закрыть глаза. В это время вы уберите один из предметов или поменяете их местами. Задача ребёнка – определить, что именно убрано или изменилось. Чем больше предметов, чем меньше они различаются, тем сложнее задача.
«А что у вас?» (4–7 лет)
Простые задания позволяют развивать наблюдательность ребёнка. Предложите ему найти во время прогулки в лесу или на берегу реки несколько предметов сначала по одному признаку (например, отыскать несколько предметов зелёного цвета), затем по двум и по трём признакам.
Когда предметы будут найдены, вы можете сыграть в игру «А что у вас?»: нужно угадать, какой предмет нашёл один из игроков. При этом все играющие по очереди задают ведущему вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет» (Например: «Это движется?» – «Нет»; «Это зелёное?» – «Да» и т.д.). Угадавший сам становится ведущим.
«Игра по дороге в парк» (2–7 лет)
Если долго идти по улице, волей-неволей останавливаешь взгляд на проезжающих машинах. Папа предлагает игру: «Выбирай, какого цвета твои легковушки?» У папы за время пути набралось всего 4 синих машины, а у малыша – 8 красных. Часть их подарим маме и даже бабушке останется. С ребёнком постарше можно играть по-другому. «Решай, кому отдашь машинку, которая сейчас появится из-за поворота?» Папе достался грузовик, и он будет возить кирпич, чтобы строить дачу. Малышу – красивая голубая машина, а маме – целый автобус. Мама довольна – поедем в лес за грибами большой компанией. Или к бабушке в деревню. Там хорошо. А вот кого приглашать – пусть решает малыш, ему виднее. Ребёнок сам перечислит, кого из родных он возьмёт с собой в деревню, кого там встретит.
«Чьи следы?» (4–7 лет)
Сделайте дома небольшие карточки, на которых будут изображены следы птиц, зверей. Обследуйте ближайший лес, парк после дождя. Предложите ребёнку по карточкам найти соответствующие следы и описать животное, которому они принадлежат.
«Кто бы это мог быть?» (3-7 лет)
Для полноценного развития ребёнка очень важно включать в работу все органы чувств. Найдите дерево с самой гладкой и самой шершавой корой, погладьте его с закрытыми глазами и предложите ответить на вопрос: «Представь, что ты гладишь животное. Кто бы это мог быть?»
«Секрет хорошего настроения» (4–7 лет)
Когда в нашей жизни происходит что-то приятное, мы чувствуем себя хорошо. А, предположим, нам плохо – что-то расстроило, напугало или, может быть, рассердило. Сможем ли мы чувствовать себя спокойно в такой ситуации?
Научить ребёнка управлять своими эмоциями можно. Это очень важно, когда он не может изменить ситуацию или исправить то, что уже произошло. Один из приёмов – при помощи воображения улучшить настроение.
Вам поможет простое упражнение. Попросите ребёнка назвать пять ощущений «чувствую – себя – хорошо», например, «солнечный летний день в лесу», «лето у бабушки в деревне», «купание на реке». Пусть ребёнок воспроизведёт их в своём воображении, запомнит чувства, которые при этом возникнут. Затем представит, что кладёт эти ощущения в надёжное место, откуда сможет достать их, когда пожелает. Кстати, этим простейшим приёмом аутотренингом мы советуем пользоваться и взрослым, тем более что поводов для плохого настроения у них никак не меньше, чем у детей.
«Прятки с деревом» (4–7 лет)
Выберите дерево, которое большое всего понравилось, пусть он запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем отведите малыша в сторону, завяжите ему глаза, подведите к другому дереву и попросите найти несоответствие и объяснить его.
«Привал» (1,5–5 лет)
Не предлагайте ребёнку напрямую отдохнуть. Вы же знаете – он запротестует, ему хочется двигаться вместе с вами все дальше и дальше, где непременно ждёт неизведанное. Лучше скажите: «А теперь усядемся все дружно, откинем головы на спинку скамейки и посмотрим вверх». В пронзительно синем небе медленно плывут лёгкие белые облачка. На что они похожи? Одни скамейки в тени – другие на солнце. Почему мы сели в тени? Какая скамейка на ощупь? А та, которая на солнце? Малышу интересно ощущать тепловые различия. Понравилось? Тогда приложи руки к стволам деревьев: где прохладно, где горячо? Почему?
«Угадай, что это?» (1,5–7 лет)
Можно расстелить лёгкое одеяльце, посидеть или полежать под дубом. А папа опять задаёт вопрос: «Угадай, это лист берёзы или дуба? А теперь сложи руки лодочкой, я что-то вложу в них, а ты пощупаешь и скажешь: камешек я тебе вложил или жёлудь?» Оба гладкие, только камешек круглый, а жёлудь продолговатый. Так обогащаются тактильные ощущения ребёнка, а с ними и его речь, память, внимание.
Ближе к осени попадаются и шишки. Проведи пальцем по камешку, шишке, жёлудю. Приобретая опыт, ребёнок точно определяет качество предмета словом: гладкая, колкая.
Вы можете завязать ребёнку глаза (это активизирует другие органы чувств) и предложить ему угадать, к какому предмету он прикасается. Развяжите глаза – пусть ребёнок укажет те предметы, к которым он прикасался.
«Песок и камушки» (1,5–4 лет)
У берега на влажном песке можно по контуру выкладывать мелкими камешками силуэты самолёта, лодки, цветка и т.д. Или вместе с папой палками на мокром песке у воды делать запруды, канавы. Папа на глазах у сына в два целлофановых пакета опускает по горсти песка, сухого и мокрого. Угадай, какой пакет тяжелее? Почему тяжелее?
СОЧИНЯЕМ
Сочинение сказок, рассказов, стихов развивает воображение, творческие способности и речь. Дети обладают особым даром – они воспринимают окружающий мир на равных, полагая, что животные и деревья могут думать и чувствовать. Эта особенность помогает воспитать чувство сопереживания, сочувствие всему живому, желание оберегать его.
Сочините вместе сказку о том, каким бывает этот лес ночью, как ведут себя животные, о чем шепчутся деревья. Героями таких произведений станут растения и животные. Сам малыш не всегда знает, как начать своё повествование, поэтому придумайте начало сами, например: «В одном лесу жили две берёзки, совсем как эти, растущие на нашей полянке. Они очень дружили, но вот однажды…
Можно проиллюстрировать свою сказку и создать собственную книгу. С огромным удовольствием дошкольники придумывают и собственные загадки обо всем, что видят в природе.
УЧИМСЯ ЧУВСТВОВАТЬ
Воспринимать природу можно и нужнее не только глазами: предложите ребёнку определить, чем отличаются деревья или кустарники по запаху, на вкус, на ощупь. Или подведите к нескольким деревьям – пусть определит «своё». Чувствовать природу тоже надо уметь. Уже перед путешествием в лес, на реку попробуйте вызвать у вашего спутника ощущение чего-то праздничного, необычного. Скажите, что сегодня он увидит и услышит совсем другой мир, другие краски, другие звуки, откроет секреты природы. Попробуйте определить вместе с ним «настроение» леса (дерева): какое оно сегодня – грустное или весёлое?
КОЛЛЕКЦИОНИРУЕМ
Прекрасный объект для коллекционирования – природный материал: шишки, камни, ракушки, семена растений и, конечно, листья. Формирование коллекции, рассматривание её объектов – это прекрасный повод для сотрудничества, общения, разговоров (а значит, и развития речи). Кроме того, ребёнку всегда хочется узнать, как называется то, что он нашёл. Не спешите с ответом, дайте возможность сыну или дочери самостоятельно (или с вашей помощью) определить название камня, растения по красочной энциклопедии. Крайне важно ещё до школы выработать желание и умение искать информацию в литературе, научить работать с книгой.
ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЕМ
Экспериментирование, опыты, наблюдения – деятельность, которой дети охотно занимаются и которая даёт очень многое для развития. Одна из важнейших задач – это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребёнку. Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парке, лесу, на реке. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий. Перед началом эксперимента обсудите гипотезу: что нужно сделать? Что произойдёт во время опыта? Какие результаты мы получим? Почему? Побуждайте ребёнка как можно больше говорить. Пусть он (если нужно, то с вашей помощью) сформулирует выводы: что нового ему удалось выяснить? Что доказать? Очень важно связать результаты экспериментов с повседневной жизнью. Сделать это можно при помощи различных творческих заданий.
«Эксперимент» (4–7 лет)
Расскажите, что каждое дерево, каждый куст – это «дом» и «столовая» для многих животных, в первую очередь, птиц, насекомых. Вы можете познакомиться с ними. Для этого понадобится большой лист белой бумаги или простыня, подойдёт даже зонтик светлого цвета. В ясный тёплый день поместите этот зонтик (простыню) в перевёрнутом виде под кустом. Аккуратно встряхните ветку куста над ним. При этом на раскрытом зонтике окажется много мелких насекомых, паучков. Пусть ребёнок внимательно их рассмотрит. Лучше всего это сделать при помощи лупы, которая помогает открыть другой мир, существующий рядом с нами, но совершенно незнакомый. Не забудьте вернуть всех жителей в их дом, стряхнув ткань над кустом!
МЫ – ГОСТИ ПРИРОДЫ
Наблюдая за природой и сочиняя о ней сказки, не забывайте напоминать о том, что она очень уязвима и её существование во многом зависит от наших действий. Сегодня наши пригородные леса превратились в подобие свалок, повсюду валяются полиэтиленовые пакеты, банк и бутылки. Покажите пример: унесите весь мусор домой, разведите костёр в специально отведённом месте, не рвите охапками красивые цветы, которые потом все равно быстро увянут, не убивайте насекомых, ящериц, ужей, ведь именно животные и растения – хозяева леса, к которым вы пришли в гости. Так давайте же вести себя на лугу и на реке не как невоспитанные дикари, а как нормальные, культурные гости природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Прогулки в природу"
Рекомендации родителям о том, как с пользой провести прогулку для формирования начальных основ экологического воспитания....
Памятка для родителей "Прогулки с детьми на природу"
Эта памятка поможет родителям с пользой проести время на прогулке.Я предлагаю вам варианты игровых упражнений, которые вы можете провести со своими детьми во время совместных прогулок по городу, выезд...
Памятка для родителей "Прогулка в природу"
Родители воспитывают в детях экологическую культуру. Лучше всего понять правила поведения в природе, когда они вместе гуляют по лесу....
Памятка для родителей «Прогулка в Природу»
Памятка для родителей «Прогулка в Природу»...
Памятка для родителей "Прогулка в природу"
Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неи...
Памятка для родителей "Прогулка в природу".
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете...
Памятка для родителей «Прогулка в природу»
Что нужно сделать, чтобы прогулка была интересной...