Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Малахова Ирина Сергеевна

Как приобщить ребенка к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_priobshchit_rebenka_k_chteniyu_-_kopiya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:


«Как приобщить ребенка к чтению»

«Мой ребенок не любит читать», распространенная жалоба, с которой родители обращаются к педагогу. В семье, где взрослые редко берут в руки книгу, предпочитая ей телевизор, ребенок никогда не полюбит читать – ведь пример перед глазами. Стоит ли в этом случае просить помощи у специалиста? Но есть дети, которым по объективным причинам тяжело дается чтение. Что это за причины, как вести себя родителям, какие использовать приемы, чтобы книга не стала предметом ненависти, - в этом-то как раз и должен помочь грамотный специалист.

Большинство родителей еще помнят то время, когда чтение было практически единственным способом получения информации, поэтому читающих было большинство.

В наше время дело обстоит иначе: сегодня каналов для получения информации множество. Так ли необходимо получать информацию только посредством чтения?

Понятна озабоченность родителей дошкольников: от детей требуется умение читать с определенной скоростью, чтобы попасть в хорошую школу. Однако стоит иметь в виду, что освоение чтения – не эволюционный процесс, т. е. никогда отбор людей не производился на основе умения читать. А потому эта способность значительно варьирует от ребенка к ребенку.

У части мальчиков нет угловой извилины в левом полушарии головного мозга, и в этом случае они не могут читать быстро, даже если их будут учить самые лучшие педагоги мира. Учителям и родителям нужно смириться с этим.  Впрочем, не умели читать быстро и самые выдающиеся представители человечества, такие как как Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Г. Х. Андерсен, У. Черчиль, У. Дисней, С. Джобс.

Это явление называется дислексией. Дислексия - комплексное нарушение чтения и письма (письменной речи) у детей с нормальным интеллектом при нормальных социокультурных условиях развития. Оно не отражается на способности думать. Так, Эйнштейн, получивший нобелевскую премию, с трудом читал и плохо писал. Но это не повлияло на его умение думать. То же касается и других великих дислексиков. Скорость чтения не связана со способностью думать и придумывать. Если таких детей заставляют читать, они начинают ненавидеть это занятие.

Стоит подчеркнуть, что часто у детей, которым трудно читать, рано развивается способность мыслить о сложных вещах. Важно и то, что при совместном чтении между родителем и ребенком создается атмосфера доверия и внутреннего единства, потому что на определенное время они погружаются в одно и то же ментальное пространство. Самое главное, что в процессе такого чтения взрослый дает ребенку возможность выговориться. Вы рассказываете ему о своем видении героя, он – о своем. Чтобы рассуждать, нужно формулировать мысль, а это требует особой работы, прежде всего родителей – они должны уметь слышать. 5-летний ребенок легко запоминает, как правильно говорить, если вы беседуете каждый день, то постепенно, с вашей помощью он будет говорить четче. Следует обращать внимание на произношение букв в словах, самих слов и предложений, на то, чтобы в них были подлежащее, сказуемое и другие составные части.

Стоит помнить, что чтение включает два процесса: с одной стороны, узнавание букв и соединение их в осмысленные слова, с другой получение информации. Для родителей детей, имеющих проблемы с чтением, возможным решением будет на некоторое время взять функцию получения информации на себя, а ребенку оставить процесс узнавания букв и соединения их в слова. Это не должно вызывать неудобства или ощущения ущербности.

В 19 веке во многих семьях формировалась замечательная привычка – семейное чтение. Семейное чтение хорошо тем, что каждый имеет возможность высказать свое мнение, а дети учатся соотносить прочитанное с тем, как к этому относятся их близкие. Для семейного чтения очень подходят автобиографии, которых, к счастью, литераторы создали достаточно.

Итак, родители могут читать сложные тексты, формируя у ребенка способность мыслить и рассуждать. Но и самостоятельное чтение должно вызывать у ребенка удовольствие. Для этого можно рекомендовать стихотворные тексты. В них нет такой широкой строчки с большим числом букв, как в прозаическом тексте. При чтении стихов ребенок перелистывает страницы существенно чаще, и создается ощущение, что получается читать быстро.

Ребенку желательно читать каждый день хотя бы строчку, чтобы было движение вперед. Здесь следует проявить фантазию, например: вы читаете текст, доходите до самого интересного места, в этот момент говорите ребенку, что устали и предлагаете ему прочесть дальше. Только когда он ошибается, поправляйте его нейтральным тоном, и не во всех словах подряд, а только в некоторых, чтобы у него создавалось ощущение, что он может читать сам.

Проблемы с чтением часто сопровождаются и особыми трудностями в речи. Поэтому создавайте условия, которые стимулируют ребенка говорить четко. Например, поиграйте в радиостанцию, где каждый «диктор» (мама, бабушка, сам ребенок) предварительно должен записать на магнитофон свою речь (фразу, стишок)и сделать это четко, насколько возможно.

Если у ребенка проблемы не только с чтением, но и с произношением слов, - обратитесь к логопеду и выполняйте его инструкции.

Есть предположение, что многие дети плохо говорят, потому что мало общаются со взрослыми, часто смотрят мультфильмы, где герои говорят с использованием неправильной (потому что она рисованная) мимики. Дети учатся произносить слова, глядя на движения губ взрослых, поэтому, когда беседуете с ребенком, старайтесь говорить четко.

Наконец, еще одна проблема заключается в том, что родители требуют от ребенка читать, а сами этого не делают. И если он видит, что по вечерам мама и папа смотрят телевизор, никакие уговоры не сделают его читателем.

Если ребенку сложно читать, то нужно помочь ему преодолеть эту проблему, а не создавать условия, позволяющие ему уходить от трудностей или избегать их. Поддерживайте ребенка в процессе освоения чтения, показывайте, как справляться с возникающими при этом сложностями, и вы научите его не только читать, но и жить в мире, где непростые ситуации встречаются регулярно, и их нужно преодолевать, а не обходить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...