"Демонстративное поведение"
консультация на тему
Качества личности противоположные конформности – это самостоятельность и независимость. Однако в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному – демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demonstrativnoe_povedenie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Демонстративное поведение
Качества личности противоположные конформности - это самостоятельность и независимость. Однако в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному - демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.
Часто встречающийся вариант демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я - плохой».
Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?
Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребенок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму - демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Общение» состоялось.
Но это причина не единственная. Если бы все случаи кривляний объяснялись так, то, закономерно, кривляния не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако, известно, что дети кривляются в таких семьях ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ребенка «Я - плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, отругать, поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось. Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах) с авторитарным стилем воспитания, властными родителями, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям.
Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребенка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».
Другой не менее распространенный вариант демонстративного поведения детей - это капризы. Каприз - часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы обычно сопровождаются активным проявлением недовольства и раздражительности: плачем, двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей.
Эпизодически капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.
От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрастными особенностями детей, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов ~ неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).
Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого-педагогической помощи. В коррекционной и профилактической работе с такими детьми игра имеет значительно больше преимуществ, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достигнутых в игре результатов.
Коррекционные возможности игры помогают эффективно купировать проявления демонстративности, а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально, для лучшего осознания ребенком самого себя. Объясняется по тем, что в игре взрослый может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность. Такое заострение негативных черт одновременно и способ самовыражения ребенка, и, что важно, - один из способов самоосознания. Игра помогает также сгладить негативные черты личности, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм - типичные для детей с демонстративным поведением.
Как помочь ребенку? Самое правильное - научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнять самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте!
«Рисуем взрослое имя»
Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь попробуем представить себя взрослыми. Как к вам будут обращаться? По имени - отчеству. Попробуйте представить своё имя, написанное на листе бумаги, увидеть, какого цвета буквы, какие они? на что похоже имя? А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так. как вам захочется.
«Заяц - трусишка»
Серый зайчик под кустом Он живёт в лесу густом. Он от страха весь дрожит Громко лапками стучит. Где-то листик зашуршит, Бедный заинька дрожит. Где-то ветер зашумит, Бедный заинька дрожит. Если птичка пролетит, Бедный заинька дрожит. Волк по лесу пробежит, Бедный заинька дрожит. Он не бегает, не скачет, А сидит и горько плачет. Сможем мы тебе помочь, Этот страх прогоним прочь. Скажем дружно: «Не боимся». А теперь повеселимся.(ребенок выполняет движения и эмоционально показывает состояние зайчика)
«Придуманный страх»
У страха
-Глаза велики,
У страха
Не зубы –
Клыки.
У страха
Как бочка – живот
И рот
Пошире ворот.
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает:
-Ах!,.
А я ничего не боюсь,
Придумаю страх
-И смеюсь!
Страх, страшок, страшилка,
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешилку
Пре-вра - тись!
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы -большой надувной шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 - 2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
«Врасти в землю»
Ребенку говорят: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры не страшны. Это поза уверенного человека».
«Просыпайся, третий глаз!»
Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6-10 раз.
«Сбрось усталость»
Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
«Заряд бодрости»
Надо сказать ребенку: «Сядь свободно, вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьми ими за самые кончики ушей -один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая «Ушки, ушки слышат все!» - 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками. Собери пальцы руки в горсть, найди в низу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую сторону. «Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!» Предостережение: взрослый следит за силой нажатия на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек,
Сказка «Слипунчики»
Ты что-нибудь знаешь о Слипунчиках? Ничего? Ну, так слушай...
Слипунчики - это крохотные существа. Днём их не видно. Они любят появляться ночью когда все спят.Впрочем, и днем, если уснешь, тоже можно их увидеть. Главное – закрыть глаза и долго - долго так лежать, пока они сами не придут к тебе.
Так вот. Слипунчики - очень добрые и справедливые. Хорошим людям они приносят: красивые, добрые сны; плохим - страшные, беспокойные. Такие сны называют; кошмарами. Наверное, потому, что мешки, в которых Слипунчики носят сны для таю людей, полны маленьких чёрных комаров, которые кусают плохих людей и не дают и спокойно спать.
А для хороших у них припасены приятные сны. Иногда о том, что было, иногда о том, ч: будет, а иногда они приглашают с собой в волшебную страну, где случаются разные чудеса, каких не встретишь наяву. Там люди даже летать могут, как птицы, Слипунчи: бережно хранят тайну этой страны, поэтому, когда человек просыпается, он часто уже не помнит, что с ним происходило. Впрочем, это не так важно.
Важно то, что если ты хочешь поскорее узнать, какой сюрприз приготовили Слипунчики для тебя сегодня, закрой глазки и жди. Уже слипаются? Значит, это Слипунчики на кончиках твоих ресниц дожидаются, когда они смогут показать тебе свой новый сон.
Интересно, какой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка и демонстративное поведение старших дошкольников с ОНР
В статье рассматриваются такие понятия как демонстративное поведение и самооценка, и представлено исследование, которое направлено на выявление разлий в проявлении демонстративного поведения, а ...
Статья "Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста".
Статья "Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста".Серия тематических сборников "Из опыта работы педагога-психолога образовательного учреждения"....
Демонстративное поведение
Четвертая часть рассматривает демонстративное поведение детей...
Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности поведения детей старшего дошкольного возраста, раскрывается понятие демонстративного поведения, рассматриваются особенности демонстративного поведения у дет...
Консультация для воспитателей "Демонстративное поведение у детей"
Игры для коррекции демонстративного поведения...
Демонстративное поведение
Демонстративность – это качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих, желании нравится, стремлении быть на вид...
Картотека коррекционных игр для детей с демонстративным поведением.
Картотека игр для детей с демонстративным поведением....