Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома
консультация на тему
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления. Как же организовать поиково-исследовательскую деятельность ребенка дома?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления. Как же организовать поиково-исследовательскую деятельность ребенка дома?
- Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие-либо специальные условия.
Например:
А) В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность. Позвольте ребенку экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
Б) Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
В) Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Г) Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать
суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
- Будьте внимательны к своему ребенку, поддерживаете интерес и его активность.
- Вместе с ребенком принимайте участие в поисково-исследовательской деятельности.
- Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые знания.
- Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений.
- Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания.
- Ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями.
Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию!
Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей
к познавательному экспериментированию.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
- Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интересами любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Люди, животные, растения, техника, явления природы, законы физики и химии, география – все это становится предметом пристального изучения и наблюдения. Конечно, можно дать детям готовые ответы, встроить шаблоны в их мировосприятие.
А можно предоставить им возможности проверить все на собственном опыте.
Поэкспериментируем?
ХИМИЧИМ С ЖЕЛАТИНОМ. Разведите желатин (на 1/4 стакана холодной воды – 10 г сухого желатина). Чтобы он лучше растворился, поставьте стакан в горячую воду. Затем вылейте желатин тонким слоем на полиэтиленовый пакет, дайте ему постоять на воздухе. Когда масса застынет, вырежьте из нее форму рыбки. Положите «рыбку» на промокашку и подышите на нее. Произойдет чудо: «рыбка» оживет и начнет изгибаться. Почему это происходит? Когда вы дышите, поверхность «рыбки» нагревается и масса расширяется, а нижняя ее часть остается холодной, и «рыбка» как бы скручивается.
ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ. Игра в Шерлока Холмса продолжается. Теперь нужно снять отпечатки пальцев. Для этого вам нужно приготовить смесь из сажи и талька. Попросите ребенка подышать на палец и плотно приложить его к бумаге. Посыпьте это место смесью, стряхните ее, и вы увидите явный отпечаток пальца. Почему это происходит? Расскажите ребенку о том, что на поверхности нашего тела (в том числе и на пальцах) есть немного жира, и если мы к чему-то прикасаемся, этот жир отпечатывается на предметах. Волшебный порошок всего лишь прилип к жировым отпечаткам, а черный цвет смеси сделал его видимым.
ОБЛАКО В БАНКЕ. Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень –3-4 см), сверху прикройте банку противнем, на него выложите кусочки льда. Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Таким простым экспериментальным путем вы можете объяснить ребенку, как образуются облака. А еще, – почему идет дождь. Капли в облаках – пришельцы с Земли. В
виде нагретого пара они поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и... снова возвращаются на родину.
УМЕЕТ ЛИ ФОЛЬГА ПЛЯСАТЬ? В вашем доме наверняка найдется кусочек фольги. Разрежьте ее на тонкие полоски. Затем возьмите расческу и причешитесь, после чего приблизьте расческу к полоскам — и они начнут двигаться. Трудно объяснить что-либо детям о том, как взаимодействуют электрические заряды. Можно рассказать детям о том, что в воздухе летают частички, которые друг без друга жить не могут, они притягиваются друг к другу, хотя и разные по характеру, как «+» и «–».
КАК СДЕЛАТЬ УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО? Для этого эксперимента вам понадобится пустая трехлитровая банка и «подопытный кролик»: например, паучок, муха, муравей. Хочется рассмотреть, как маленькое существо двигается, чистит лапки, поднимает крылышки и т. д. Для этого посадите насекомое в банку, затяните горлышко банки прозрачной пищевой пленкой, только сделайте это так, чтобы в пленке было небольшое углубление. В это углубление налейте воду, которая и будет увеличительным стеклом. Не забудьте после эксперимента выпустить живность на волю. Учите ребенка относиться с любовью ко всему живому. Не важно, кто это: кошка или маленький муравьишка.
Можно пойти другим путем. Закрепите на внешней стороне банки скотчем какой-нибудь небольшой предмет. Налейте в банку воды и смотрите на предмет сквозь воду.
СЕКРЕТНОЕ ПИСЬМО
Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики — таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:
Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.
Вариант 2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку.
Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА КУХНЕ
Ваша кухня — отличное место для проведения экспериментов. Не только кулинарных. Здесь можно проверять, как работают законы физики, как взаимодействуют друг с другом разные вещества. Наконец, можно проделать несколько фокусов и удивлять соседей и знакомых. Или просто приготовить лакомство своими руками.
ДВА АПЕЛЬСИНА. Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре
апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
РАЗНЫЙ «ХАРАКТЕР» У ЯИЦ. Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.
«ВОДОПЛАВАЮЩЕЕ» ЯЙЦО. Возьмите две литровые банки с водой. В одну банку добавьте 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Погрузите одно яйцо в банку с пресной водой, другое — с соленой. Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Ответ постарайтесь сделать если не очевидным, то убедительным. Расскажите ребенку, что вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать?
Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. Объясните, что у соленой воды «крепче руки».
КУДА ИСЧЕЗ ЗАПАХ? Кукурузные палочки не только лакомство, с ними, оказывается, и эксперименты можно проводить. Возьмите банку, капните на дно немного духов или одеколона, положите сверху кукурузные палочки и закройте плотной крышкой. Через 10 минут откройте банку и понюхайте. Куда исчез запах духов? Оказывается, его поглотили палочки. Как им это удалось? За счет пористой структуры. Объясните также, почему нельзя есть
парфюмированные палочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рекомендации родителям по организации опытно – исследовательской деятельности детей дома»
Консультация для родителей «Рекомендации по организации опытно – исследовательской деятельности детей дома»...
Рекомендации родителям по организации поисково – исследовательской деятельности детей дома.
Часто родители сталкиваются с проблемой: Как организовать поиково – исследовательскую деятельность ребенка дома? Предлагаю рекомендации, которые помогут родителям в решении данной пр...
«Рекомендации родителям по организации опытно – исследовательской деятельности детей дома»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Н...
"Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома"
Рекомендации родителям...
Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома
Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома...
Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях.
Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях....
Рекомендации родителям по организации поисково - исследовательской деятельности детей дома.
Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребёнка, тем больше у него возможностей для развития....