Консультация для родителей "Кризис 3-х лет""
консультация на тему
Кризис трёх лет – один из самых ярких кризисов детства. В это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как то решать свои проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_krizis_3_let.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«КРИЗИС 3 ЛЕТ»
Вторая младшая группа «Капелька»
Подготовила и провела:
педагог-психолог Рослова К.А.
2016 г.
Цель:
познакомить родителей с возрастным кризисом трёх лет как определяющим фактором развития личности ребёнка.
Задачи:
- познакомить родителей с причинами и формами проявления кризиса трёх лет;
- научить родителей видеть за негативными кризисными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности, желание:
- доказать свою независимость;
- быть признанными как личность;
- выработать собственные нормы и правила;
- отстоять свою точку зрения;
- предложить родителям эффективные способы взаимодействия с ребёнком и воспитательного воздействия, ведущие к снижению упрямства и негативизма в объективно сложных, потенциально конфликтных ситуациях.
- выработать основные правила поведения взрослых в разных ситуациях проявления кризиса трёх лет.
«Кризис трёх лет»
1. Развитие ребёнка происходит последовательно, но неравномерно, поступенчато. При переходе с одной возрастной ступени на другую наступает кризис.
Дошкольное детство (3-7) | ||
Раннее детство (1-3) | ||
Младенчество (0-1) |
Кризисы – это относительно короткие периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.
Кризис трёх лет – один из самых ярких кризисов детства. В это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Итак, примерно с полутора лет ребёнок уже начинает проявлять упрямство и капризность. Пик этого приходится на 2,5 – 3 года. Причём мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. (Такие приступы могут случатся от 5 до 19 раз в день).
Возросшие потребности ребёнка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребёнка.
Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребёнку, этот переходный период может произойти достаточно гладко и безболезненно. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребёнком уже не актуальны на новом возрастном этапе, ребёнок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького упрямца, который видит свою главную задачу в том, чтобы противоречить окружающим и капризничать.
Если до 4 лет дети всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то значит это уже «фиксированное» упрямство, истеричность, как удобный способ манипулировать своими родителями.
2. В чём суть этого возрастного кризиса?
Малыш как бы находится между двух огней:
1) он слишком уверен в себе и своих силах, хочет всего добиться сам;
2) он знает: без взрослого ему не обойтись. И вот эта двойственность буквально разрывает его на части.
Он начинает нервничать, переживать. Ведь для нас, взрослых, ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И вопиющее несправедливое обращение с ним как с малышом заставляет его сопротивляться и бунтовать!
3. Кризис 3 лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, который называется «семизвездие кризиса»
Что характерно для ребенка в период кризиса 3 лет?
В психологии существует перечень признаков «кризиса 3 лет», так называемое семизвездие — своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание, деспотизм.
Но это все следствия одной причины: ребенок стремится не только что-то делать самостоятельно, но и самостоятельно решать, делать это или нет.
Давайте, я более подробно поясню эту мысль на каждом признаке «семизвездия».
Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Понимаю, бывает удобнее сделать что-то за него, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности.
Посмотрите в его счастливые глаза, и увидите в них гордость от осознания факта своей самостоятельности!
Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
Упрямство. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!»
Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет и примет решение — попросит книжку. Удивительно, но факт!
Негативизм и строптивость. Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!
Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?»
В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»
Ну и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не советую, так как это обман.
Протест-бунт. Это ответ на давление со стороны родителей и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Надень тапочки!»).
Бурная энергия ребенка должна найти выход в деятельности. А если ее сдерживать, она выливается в виде эмоций (гнева, истерик) или ребенок будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения, например в виде агрессии.
Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.
Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты — очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).
Симптом обесценивания. Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если...).
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
Деспотизм. Это стремление ребенка подавлять окружающих. Взрослые должны удовлетворять желания маленького тирана, в противном случае их ждут истерики.
Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей — будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь он сейчас учится исключительно на собственном опыте.
Ну что ж, надеюсь, общее представление о кризисе 3 лет, и о том, что происходит с ребенком, у вас сформировалось?
А теперь сделаем вывод: ребёнок изменился, и взрослым тоже следует изменить своё отношение к нему. Возрастает самостоятельность – значит, необходимо увеличить степень свободы в действиях ребёнка, главное чтобы эта свобода была безопасной. Ребёнок бунтует против прежних правил в семье – надо сделать эти правила более гибкими, приспособить их к новым потребностям малыша. Главное вовремя понять и помочь ребёнку, потому что мы нужны ему, как никогда. И даже если он не такой мягкий и податливый, как бы нам хотелось, а иногда колючий и ершистый, лучшее, что можем сделать мы, взрослые, - принять его таким, какой он есть и любить.
Рекомендуем придерживаться следующих правил.
1. Единство требований.
2. Культура общения.
3. Поощрение самостоятельности и активности.
4. Границы активности — четко определить, что можно делать, а что нельзя. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Старайтесь как можно реже употреблять в разговоре частицу «не». Заменяйте её. Например:
Не бегай – ходим медленно или ходим шагом.
Не кричи – разговаривай тихо.
Не прыгай – запрещается прыгать.
Что могут сделать родители?
Не придавать большого значения упрямству и капризности. Принять это как необходимость.
Во время приступа упрямства оставаться рядом, дать почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытаться во время приступа что-то внушить. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее будоражат.
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребёнку только этого и нужно. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Постараться схитрить: «Ох, какая у меня интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном делает ворона?» - это заинтересует и отвлечёт.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....