" МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ "
консультация по теме
Мы хотим, чтобы наш ребенок рос здоровым и сильным. Поэтому с помощью различных упражнений и игр укрепляем мышцы тела малыша. Мышцы артикуляционного аппарата тоже нуждаются в тренировке, то есть в артикуляционной гимнастике. Ее цель – подготовка органов артикуляции к правильному произнесению звуков. Данный материал предназначен для родителей с целью познакомить родителей с особенностями проведения артикуляционной гимнастики, обучить основным приемам проведения артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_artikulyatsionnoy_gimnastiki-1.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Цель: познакомить родителей с особенностями проведения артикуляционной гимнастики, обучить основным приемам проведения артикуляционной гимнастики.
Оборудование: индивидуальные зеркала, профили артикуляционных упражнений.
Мы хотим, чтобы наш ребенок рос здоровым и сильным. Поэтому с помощью различных упражнений и игр укрепляем мышцы тела малыша.
Мышцы артикуляционного аппарата тоже нуждаются в тренировке, то есть в артикуляционной гимнастике. Ее цель – подготовка органов артикуляции к правильному произнесению звуков.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится на примере близких ему людей – родителей, воспитателей, товарищей.
Серьезное значение имеют особенности психики ребенка: ребенок должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и четко воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение.
Ребенок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен четко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).
Периферический отдел речевого аппарата состоит из трех главных частей:
- Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея).
- Гортань с голосовыми связками.
- Система воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, нос, рот).
Первая часть речевого аппарата подает струю воздуха, необходимую для образования голоса и звуков речи. Во второй части образуется голос. Третья часть речевого аппарата выполняет двойную функцию: она является резонатором, усиливающим звук голоса, и в ней образуются звуки речи. Последние получаются в результате деятельности так называемых активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.
Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое небо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбираются в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребенка.
Гимнастику рекомендуется проводить перед зеркалом. Разучите сначала сами эти несложные упражнения, а потом выполняйте вместе с ребенком. Малышам понравятся яркие картинки и стишки к ним. Читайте стихи ребенку, и он легко запомнит их. Продолжительность зарядки для детей 3 – 4 лет не должна превышать 7 минут. С детьми 5 – 6 лет можно заниматься 10 минут. Повторяйте каждое упражнение 4 -5 раз, постепенно увеличивая до 10 - 15 раз. Не старайтесь разучить сразу все упражнения. Начните с 2 -3-х упражнений, а потом добавляйте по одному на следующих занятиях. Гимнастика должна доставлять ребенку радость, а не вызывать негативные эмоции. Поэтому не надо заставлять ребенка выполнять те упражнения, которые у него пока не получаются. Не акцентируйте его внимание на ошибках, зато чаще поощряйте усилия, говоря: « У тебя все получится! Нужно еще немного постараться!». Придет время, и он обязательно научиться делать всю гимнастику
При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.
Взрослый следит за качеством выполняемых упражнений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
- рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;
- показ упражнения;
- выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
- проверка правильности выполнения, указание на ошибки;
- выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
Артикуляционные упражнения необходимо проводить в форме игры. Предположим, что надо научить ребенка поизносить звук Р. Гибкость движений языка, быстрая вибрация кончика – важнейшая предпосылка для постановки данного звука. С этой целью можно провести с детьми игру в лошадки и кучеров. Кучера щелкают языком, лошадки цокают копытами – и то и другое способствует гибкости языка, необходимой для усвоения звука Р.
Или: при постановке шипящих необходимо добиться сильной струи воздуха, направленной прямо по желобку языка. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. С этой целью можно предложить детям сильно дуть на одуванчик или на легкие предметы, находящиеся в тазу с водой ( кораблик, рыбки и т.д.), сравнить, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл.
Полезно также пускать мыльные пузыри, дуть на легкие шарики, находящиеся в желобке, на ватку и т.д.
ЗНАКОМСТВО С КОМПЛЕКСАМИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое условное название, которое дети быстро запоминают. Это, во – первых, повышает интерес ребят к занятиям, а во – вторых, экономит время, поскольку не приходится всякий раз объяснять, как выполнить то или иное упражнение, достаточно лишь назвать его.
Статические подготовительные упражнения (неподвижные).
- «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
- «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать его в таком положении15 секунд.
- «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка поднята. (15 секунд).
- «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
- «Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка максимально загнуть вверх в виде « дудочки».
Динамические подготовительные упражнения (подвижные).
- «Часики». Упражнение дается для активизации мышц языка. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 – 20 раз.
- «Лошадка». Цель упражнения: активизация кончика языка. Скажите ребенку: «Давай с тобой покажем языком, как скачут лошадки». Показываете, как язык присасывается к небу, потом отрывается от него и при этом получается звук, похожий на топот копыт. Проследите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь и щелкая за верхними зубами.
- «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10 – 15 раз.
- «Вкусное варенье». Цель упражнения: улучшение подвижности мышцы языка. Вы предлагаете ребенку, сидя рядом с ним перед зеркалом, представить, что вы с ним ели очень вкусное варенье: «Оно очень вкусное! У тебя испачкалась верхняя губа, давай слижем варенье с верхней губы языком. Вот так». Показывая ребенку, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху – вниз (а не из стороны в сторону). Повторить 15 раз.
- «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.
- «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
- «Почистим зубы». Цель упражнения: улучшение подвижности мышцы языка. Ребенок сидит на стуле лицом к вам. «Посмотри, как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище. Вот какие чистые зубы стали у нас». Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева направо. Рот открыт, губы улыбаются и видны зубы.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбираются в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребенка. Мы познакомимся с шестью основными универсальными упражнениями.
Шесть основных упражнений гимнастики языка расположены в порядке возрастания сложности. Они помогут настроить правильное произношение наиболее часто искажаемых звуков: шипящих, свистящих, «трудных» сонорных.
Необходимо стремится к тому, чтобы ребенок выполнял задания четко, точно, ритмично, не торопился и прилагал больше усилий, тогда мышцы окрепнут быстрее. Каждое упражнение необходимо повторять по 8 – 10 раз. Надо не забывать улыбаться и хвалить ребенка за любое, даже самое маленькое достижение!
Упражнение « ТРУБОЧКА»
Помогает правильно произносить свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, а также шипящие Ш, Ж,Ч, Щ.
Как выполнить. Высуни широкий язык. Боковые края языка максимально загни вверх. Подуй в получившуюся « дудочку».
Упражнение «ГОРКА».
Помогает правильно произносить свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.
Как выполнить. Приоткрой рот. Сделай язык широким. Боковые края языка прижми к верхним коренным зубам, а его кончик упри в передние зубы.
Упражнение « ГРОМКИЙ БАРАБАН».
Помогает правильно произносить звуки Р и РЬ.
Как выполнить. Широко открой рот. Широкий язык подними вверх. Произноси громко, отрывисто, многократно, не опуская кончика языка: «ДДДДД».
Упражнение «ЧАШЕЧКА».
Помогает правильно произносить шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, а также звук ЛЬ.
Как выполнить. Широко открой рот. Широкий язык подними кверху. Потянись боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касайся их.
Упражнение «ЗМЕЙКА».
Помогает правильно произносить звук Л.
Как выполнить. Узкий язык, похожий на жало змейки, сначала максимально выдвигай вперед, а затем убирай вглубь рта.
Упражнение «ГРИБОК».
Помогает правильно произносить шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч, а также звуки Р и РЬ. Эффективно растягивает уздечку языка.
Как выполнить. Широкий язык нужно «присосать» к небу. А рот раскрыть как можно шире – так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась.
Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится ребятам Сказка о Веселом Язычке. Вместе с педагогом дети могут изменять содержание сказки, проявлять свою фантазию. Вот примерное содержание сказки.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ.
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот закрыт, рот открыт. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. Вот так: языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д». Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.
Таким образом, правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики поможет ребенку с нарушением речи быстро научиться произносить все звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
К 4 годам продолжается интенсивное развитие функции головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. Ребенок уже может создать образ предметов на осн...
МЕТОДИКА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
К 5 годам организм ребенка растет и совершенствуется. Он учится подчинять свои желания замыслам коллектива. Ему нравится играть со сверстниками, появляется чувство отв...
МЕТОДИКА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
К 6 годам жизни изменяются пропорции тела ребенка. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Дети этого возраста очень подвижны, достаточно хорошо владеют основными ви...
МЕТОДИКА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, повышается работоспособность сердечно-сосудистой системы. движения становятся более координи...
Методика утренней гимнастики
1. Значение утренней гимнастики, ее задачи2. Структура и содержание утренней гимнастики2.1 Подбор упражнений, составление комплексов2.2 Варианты проведения утренней гимнастики2.3 Условия проведе...
Консультация для педагогов: «Методика проведения гимнастики для глаз»
Очень много информации ребёнок получает зрительно, поэтому глаза даже у дошкольников испытывают очень большие нагрузки. Если в этот важный период воспитатели детских садов и родители не используют спе...