Рекомендации для родителей по развитию речи детей 3-4 лет
консультация (младшая группа) на тему

Шатохина Татьяна Юрьевна

Работа с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении проводится в различных форматах.Один из эффективных способов это размещение материала в приемных в уголках для родителей в папках-ширмах или в виде консультаций. Родители имеют возможность ознакомиться с материалом, почерпнуть для себя что-то новое, сделать выводы, взять на заметку. Материал должен обязательно соответсвовать возрасту детей группы. Данная консультация предназначена для родителей детей 2 младшей группы.  В материале даны рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет: на что именно должны обратить внимание родители в речевом развитии ребенка, что может и должен уметь ребенок в этом возрасте, а также предложены речевые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с родителями85.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по развитию речи

детей четвертого года жизни

  1. Обогащение словарного запаса
  1. Накопление словаря в свободной игре.

        Расширение словарного запаса дошкольников 3-4 лет происходит во время свободной игры с игрушками. Дети в этом возрасте очень любят играть в «доктора», «парикмахера», «мастерская». Взяв на себя роль доктора или парикмахера, малыш лечит своих «пациентов», употребляя при этом слова-названия принадлежности игрушечного набора, названий действий. Во время игры ребенок копирует взрослых, подражает их интонациям. Взрослым следует воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у ребенка умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор.

  1. Обогащение словаря с помощью настольных игр.

        Хороший развивающий эффект дают настольные игры. Для расширения словарного запаса применяются различные лото. Например, «Зоологическое лото», «Транспорт». Ребенок не только учится правильно располагать карточки, но и называет цвет, форму, название предметов, изображенных на карточках.

        Также настольные игры, такие как «Часть и целое», «Кто где живет», пазлы и т.д. помогают усвоению слов, обозначающие части предметов. Ребенок учиться выделять часть и целое. Усвоение этих слов происходит в совместной со взрослым игре, рассматриванием предметов (или картинок с изображением предметов, животных) и выделением характерных признаков, частей, из которых состоит этот предмет (хобот у слона, панцирь у черепахи). Такое аналитическое восприятие предмета очень важно, так как ребенок учится обращать внимание на существенные признаки данного предмета. Необходимо привлекать внимание детей и к более мелким опознавательным признакам, проводить сравнение двух похожих предметов (можно сравнить, например, ромашку и розу).

        Для усвоения частей из которых состоят сложные предметы, можно изготовить разрезные картинки. Разрезать картинку нужно так, чтобы каждая часть была на отдельном кусочке. Ребенок собирает картинку и при этом называет каждую деталь.

1.3. Пополнение словарного запаса с помощью загадок.

        В возрасте 3-4 лет дети достаточно легко справляются с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых этим предметом, т.е. функциональные признаки; с загадками-описаниями качеств предмета. При подборе загадок необходимо учитывать, что в этом возрасте детям не доступны загадки с текстами, содержащими в себе метафорическое толкование предмета.

  1. Закрепление правильного звукопроизношения.
  1. Речевое окружение ребенка.

        Общее правило, которое сопровождает процесс ускорения нормального звукопроизношения: речь окружающих должна быть образцово чистой в плане звукового произношения.

2.2. Закрепление звуков.

        Закрепление появляющихся в речи звуков проводится путем произнесения слов, содержащий необходимый звук, предложений с этими словами, чистоговорок, скороговорок. Чтобы разнообразить занятия по закреплению звуков, можно применять игру «Чудесный мешочек». Суть этой игры сводится к следующему: дети должны на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке. Эта ига, как правило, очень нравится детям. В нее не скучно играть, т.к. вместо простого называния слов идет процесс угадывания. Предметы для мешочка подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях находился в разных позициях: в начале, в середине, в конце.

        Также для закрепления звуков необходимо использовать замечательное качество детей в этом возрасте: легко и быстро запоминать стихи. Читайте детям стихи С. Маршака, А. Барто, и других детских авторов. Предложите ребенку досказать последнее слово в строке, затем последнюю строчку в стихотворении, а затем и все стихотворение. Не следует перебивать ребенка, когда он декламирует стихи, но после рассказывания обязательно произнесите текст сами, чтобы образцовое произнесение заканчивало процесс восприятия текста.

        Родители должны помнить, что речь-инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

        

Литература:

  1. Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе. Развитие речи и знакомство с художественной литературой.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007- 240 с.
  2. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно.-Екатеринбург: У-Фактория, 2005.-224 с.
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада.-М.: Просвещение, 1981.- 159 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи детей и приобщению к чтению

Памятки  для родителей по развитию речи  детей дошкольного возраста и приобщеню детей старшего дошкольного возраста к чтению....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет...

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста

Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего возраста...

«Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Данные рекомендации  направлены на профилактику и преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста....

рекомендации для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

"Веселая артикуляционная гимнастика"Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык ...

"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"

В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....