Мастер - класс для роидтелей "В гости к пальчику большому"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Показать возможность работы по развитию мелкой моторику у детей младшего дошкольного возраста, поделиться с родителями методами пальчиковой гимнастики и словесной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_dlya_roditeley.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 1 «СЕНТЯРЬ»

Мастер – класс «В  гости к пальчику большому»

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.
Задачи: показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «В гости к пальчику большому»
Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
                                                 
Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки
 И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
 Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
       
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
     
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы) .
         Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
       Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
        У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.
        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
        Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Практическая часть:

- А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
               Предлагаю вам игры с мячиками. Мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
1.С колючим мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (
Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (
сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (
повторяем тоже самое другой рукой)

2.Пальчиковая гимнастика с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

3. Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
4. Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
5. Игры с бумагой: хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)

6. Пальчиковые игры с применением перчаток:

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

7. Игры с сыпучими материалами

        Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость  фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

9. Игры с бусинами, макаронами

10. Игры с пуговицами

11. Художественно-творческая деятельность

12. Рисование

13. Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)

14.Аппликация 

15. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)

С грецким орехом.

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

16.

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

 

  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов. 

 

  • Выкладывать различные узоры из пуговиц, бусинок, нанизывать их на леску. 
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
  • Рвать, мять, скручивать бумагу.
  • Вешать белье вместе с мамой.
  • А так же мастерить игрушки из бумаги и прищепок.

         Выкладывать забавные картинки из круп и семян;

  •  Включать и выключать свет.
  •  Искать край скотча. Отлеплять и  прилеплять наклейки.
  • Плести косички, завязывать бантики куклам.
  • Затачивать карандаши точилкой. 
  • Штриховать простым карандашом различные фигурки.
  • Нанизывать бусины на леску.


Подведение итогов мастер-класса (рефлексия)

Упражнение «Построим умный дом »

Воспитатель предлагает участникам выбереть на столе кирпичик, который Вам больше подойдет и приклейте на домик. Красный – «Я получил(а) много полезной информации о развитии речи и мелкой моторики, буду использовать ее в воспитании своего ребенка»; Желтый – «Было интересно, может быть я чем-то воспользуюсь»; Коричневый – «Бесполезная трата времени, я ничего нового не взял(а) для себя».

В заключительной части семинара педагогам   раздаются памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

                                       Желаю всем творческих успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»

Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальце...

Мастер -Класс с родителями второй младшей группы "В гости к пальчику большому".

В своей работе я большое  внимание  уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчикам...

Мастер класс для родителей "В гости к пальчику большому"

Мастер класс содержит информацию о пальчиковых играх для детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы "В гости к пальчику большому"

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большомуЦель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелко...

Мастер-класс для родителей "В гости к пальчику большому"

В данном мастер-классе для родителей и детей представлены упражнения для развития мелкой моторики - пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры с предметами, игры с палочками, игры с элементами самомасса...

Мастер-класс для детей и родителей во 2 младшей группе "В гости к пальчику большому".

Познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики. Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребенком по развитию мелкой моторики. Повы...

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»...