Полезная информация для родителей
консультация (старшая группа)
Нормативные документы
Федеральный закон "Об образовании в Российской ФедерацииОб образовании в Российской Федерации"
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974
ФГОС ДО http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf
Коментарии к ФГОС ДО http://kamenki-kids.edusite.ru/docs/prikazi/Letter_08-249.pdf
Конвенция о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 с изменениями на 27 августа 2015г. http://base.garant.ru/70414724
Ссылки на полезные сайты
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ
«Каменский детский сад»
Родительское собрание в старшей группе № 2.
(2018 год)
Возрастные особенности детей 5-6 и 6-7 лет.
Задачи воспитания и обучения детей.
Воспитатель: Мигунова Н.В.
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год.
Форма проведения: Беседа, презентация
С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. С одной стороны, это начало активной подготовки к школе, с другой - важнейший период формирования личности.
Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция. С пяти до семи лет у ребенка начинает формироваться и активно выражаться собственное Я. Он еще более четко начинает разделять себя от других, чувствовать себя членом семьи, а значит испытывать потребность участвовать в семейных вопросах.
Для старшего дошкольного возраста характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.
Дети этого возраста постигают и укрепляют навыки необходимые для общения, продолжают выяснять социальные и гендерные роли, правила и власть в отношениях с другими.
Рассмотрим возраст 5-6 лет и 6-7 лет, сравним и найдем отличия в психологических особенностях детей этих возрастов.
Возраст 5 - 6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Возраст 6 - 7 лет
Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода
в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам.
Это период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
Ведущая функция
5-6 лет | 6- 7 лет | |
Ведущая потребность | потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. | Потребность в общении и самоутверждение Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой. Это м.б. и враждебность, агрессия, манипулирование взрослыми – крики, нытье, уговоры, угрозы, лесть, стремление к самостоятельности. |
Ведущая функция | Воображение
| Осознание своего «Я» - осознание своего места в системе общественных отношений («Я – девочка, дочь, ученица» и др.), начинает осознавать свои переживания, понимать, что значит «я радуюсь», «я сердит», «я добрый» и др. логическое мышление |
Игровая деятельность | Игра со сверстниками В игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Действия детей в играх становятся разнообразными. Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры, совместно обсуждают правила игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдаётся предпочтение спортивным играм. | Умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью, длительные игровые объединения сюжетно-ролевая игра.
|
Отношения со взрослыми | Источник информации, собеседник. Если до 5-ти лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. С пяти лет дети твёрдо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят её менять. В этот период в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки – матери. Роль другого пола ребёнок в основном осознаёт в семье, у близких. Отношения партнёрства между родителями и детьми сменяется взаимным отдалением. Ребёнок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими и даже стать инициатором её. На этом этапе своего развития ребенок может прийти к родителям с вопросом и о сексуальной жизни, о том, как и почему он появился на свет, что такое любовь и что делают, оставшись наедине, мужчина и женщина. И тут уже не отвертеться односложными ответами «ты появился от любви» или «из животика». Самое время поговорить о безопасности и о ценностях, о том, как заботиться о себе, о том, что можно, а что нельзя делать до определенного возрасте и почему. Для ребенка крайне важна информация относительно того, почему важно бережно отношение к себе, своему телу. В чем разность между мужчиной и женщиной, какие их роли и как они распределяются. Что случается, если человек игнорирует правила безопасности. Если вы почувствуете, что испытываете сложности, не знаете, как ответить на какие-то вопросы, смущаетесь или теряетесь, не бойтесь обращаться за поддержкой, проясняйте и перенимайте опыт других родителей, просматривайте литературу, статьи и книги, посвященные сексуальному воспитанию детей. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. | Взрослый – источник эмоциональной поддержки Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о родителях, подражать им, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. ПОЭТОМУ
|
Отношения со сверстниками | Партнер по играм, предпочтения в общении. Способен играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. После пяти лет отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские. Появляются друзья обычно его пола, с которыми он проводит большую часть времени. - часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения; - В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя; | Собеседник, партнер по игре Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, между ними наблюдаются конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. -Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. -Ребенок может изменить свою точку зрения, в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения др. человека. В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. |
Эмоции | настроение ровное, оптимистическое. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, моральные, эстетические), эстетические чувства (чувство прекрасного, чувство героического), моральные чувства (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы). К шести годам ребёнок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удаётся. Труднее всего спрятать страх, который, являясь во сне в виде тревожных сновидений, беспокоит ребёнка. К шести годам, осознав смысл прошлого и будущего, рождения и смерти, ребёнок делает открытие, что он тоже может умереть, причём не только от болезней, но и от несчастных случаев, стихийных бедствий, странных обстоятельств. Страх смерти. Он боится больниц, медицинских процедур, инъекций. Пятилетние дети влюбчивы. Для пятилетнего мальчугана возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне можете оказаться... вы сами. Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки — наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т. п. | Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослых, общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми |
Восприятие | Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков, форму прямоугольников, овалов, треугольников. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. | Знания о предметах и явлениях расширяются (восприятие времени, пространства) Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. У ребёнка совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребёнок начинает активно использовать |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 8-10. Удерживает внимание 15-20 минут | Внимание становится произвольным. Возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания- 10-12 предметов В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Ребенок может видеть двойственные изображения. |
Память | запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут; - рассказывать наизусть несколько стихотворений; - пересказать близко к тексту прочитанное произведение; сравнивать два изображения по памяти; легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; - Преобладает непроизвольная память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 6-8 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 6-8 слов. |
Используют простейший механический способ запоминания – повторение. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.
|
Мышление | В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. 1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) (нр., достает предмет, который высоко лежит, подставив стул) 2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений, без применения практических действий.) (нр., может собрать кубики, легкие пазлы без опоры на наглядность) Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Продолжает совершенствоваться обобщение. Назовите одним словом (словосочетанием) следующие предметы: Кукла, машина, пирамида, матрешка – это … Огурец, помидор, морковь, капуста, баклажан – это … Картинка на слайде. умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет. Ребёнок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «Я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Может определять последовательность событий; - складывать разрезанную картинку из 9 частей; - находить и объяснять несоответствия на рисунках; - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт. | Мышление в этом возрасте характерно переходом в конце года — к словесному мышлению. 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием понятий). (нр., может выложить последовательно 6-7 картинок, логически связанных между собой). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту. Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»). Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития. любознательности. |
Воображение | Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Дети в этом возрасте хорошо сочиняют достаточно оригинальные, и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение. Большинство детей по сравнению с более старшими детьми обладает весьма развитым пространственным воображением. Они отлично чувствуют различие между плоской фигурой и объемным телом, легко могут представить себе, какой формы получится кусок, если резать батон колбасы прямо или под углом. Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения. При этом, если речь идет о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печеные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребенок представляет себе свои пирожки. Примечателен сам факт подробности образов, возникающих в представлении: некоторые дети даже чувствуют запах пирожков. | Переходит во внутреннюю деятельность, появляется словесное творчество (стихи, считалки, дразнилки), в создании рисунков, лепке и т.д. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Воображение формируется в игровой, и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Новообразования возраста | предвосхищение результата деятельности; - активная планирующая функция речи;
| 1.Внутренний план действий. 2.Развитие произвольности всех психических процессов. 3.Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит, оценивает свою деятельность; 4. Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение; Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. 5.Проявление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
|
Кризис семи лет.
- Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный возраст. Он может начаться и раньше — в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.
Ребенок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность. Если раньше малыш кидался в свои дела не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, «что будет, если...», и заранее оценивать последствия своих поступков. |
Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. |
Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формирование "внутренней позиции школьника". |
Ребенок начинает обобщать свои переживания. Раньше отдельные удачи или промахи не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь же любые переживания обобщаются, и в результате делаются выводы о том, «какой я», «как ко мне относятся», а это влияет на отношение ребенка к самому себе и к делу, которым он занимается, заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое. |
Принято выделять 7 симптомов кризиса.
Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
Происходит изменение отношений со взрослыми — дети хотят большей самостоятельности, соответственно могут не выполнять привычные требования, но хорошо делать что-то по собственной инициативе. Нарастает заинтересованное отношение к постороннему взрослому. Поведение ребенка нередко характеризуется изменчивостью. Могут наблюдаться споры, непослушание, капризы, упрямство, острая реакция на критику. Негативные проявления обычно наблюдаются в привычных условиях, в новых же для ребенка ситуациях они не встречаются.
Таким образом, формируется готовность к изменениям, к переходу на новый этап, поведение ребенка перестраивается.
Слайды Что должен знать и уметь ребенок к концу года из презентации + консультации.
Главный совет родителям
- Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
- Поощряйте общение со сверстниками
- Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
- Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
- Не надо перегружать дополнительными занятиями.
- Больше хвалить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возраст 5 - 6 лет Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Возраст 6 - 7 лет Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
5-6 лет 6-7 лет Ведущая потребность потребность в общении и творческая активность. Потребность в общении и самоутверждении Ведущая функция Воображение Осознание своего «Я», воображение, словесно- логическое мышление
5-6 лет 6-7 лет Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра Умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью, длительные игровые объединения. Игры с правилами
5-6 лет 6-7 лет Отношения со взрослыми Источник информации, собеседник. Взрослый – источник эмоциональной поддержки
5-6 лет 6-7 лет Отношения со сверстниками Партнер по играм, предпочтения в общении. Собеседник, партнер по игре
5-6 лет 6-7 лет Эмоции Более ровные, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости; Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания
5-6 лет 6-7 лет Способ познания Вопросы, рассказы взрослых, общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми
5-6 лет 6-7 лет Восприятие Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. Знания о предметах и явлениях расширяются (восприятие времени, пространства)
5-6 лет 6-7 лет Внимание Начало формирования произвольного внимания. Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 15-20 минут Объем внимания 8-10 предметов Внимание становится произвольным. Возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания- 10-12 предметов В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Память Произвольное запоминание зависит от вида деятельности. Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Интенсивное развитие долговременной памяти Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действий
5-6 лет 6-7 лет Мышление Наглядно-образное Наглядно-действенное Наглядно-образное Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Логическое
5-6 лет 6-7 лет Воображение Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен –позволяет сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Переходит во внутреннюю деятельность, появляется словесное творчество (стихи, считалки, дразнилки)
5-6 лет 6-7 лет Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле
Новообразования возраста 1.предвосхищение результата деятельности; 2.активная планирующая функция речи; 3. внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками. 1.Внутренний план действий. 2.Развитие произвольности всех психических процессов. 3.Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными. 4.Возникновение первой целостной картины мира. 5.Проявление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
Кризисом семи лет Заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный возраст. Он может начаться и раньше — в 5 ,5 – 6 лет Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.
Основные проявления кризиса: Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Протест-бунт Обесценивание Деспотизм, ревности
Кризис 7 лет Ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен сейчас. Связан с поступлением ребенка в школу. Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений. Ведущей деятельностью становится учеба. Страхи, повышенная тревожность.
МАТЕМАТИКА 5-6 Счет в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» Уравнивать неравные группы предметов двумя способами. Сравнивать предметы на глаз(по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения. Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток. Называть текущий день недели.
МАТЕМАТИКА 6-7 лет Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ 5-6 лет Иметь достаточно богатый словарный запас. Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ 6-7 лет Уметь сформулировать свою точку зрения, эмоционально и содержательно рассказывать об интересных фактах и событиях. Правильно произносить все звуки родного языка. Понимать разницу между звуком и буквой. Различать гласные и согласные звуки. Слышать и называть звуки в начале, середине и в конце слова, находить слова со звуком в предложениях. Использовать в общении монологическую и диалогическую речь, быть доброжелательным и корректным собеседником, поддерживать культуру речевого общения. Уметь пересказывать литературные тексты, драматизировать их, составлять рассказ по серии сюжетных картин. Уметь развернуто отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Согласовывать слова в роде, числе, падеже. Составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему. Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( на-ша Маша, ма-ли-на , бе-ре-за ) на части.
Изобразительная деятельность 5-6 лет Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Изобразительная деятельность 6-7 лет Образы из окружающей жизни и литературных произведений сложные. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Крупная моторика Ребенок должен уметь Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать Точно ловить и кидать мяч На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.
Мелкая моторика Ребенок должен уметь Проводить прямые, а не дрожащие линии «Видеть строку» и писать в ней Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок Проводить по линии, отрывая карандаш не более трех раз, без многократного наведения по одному и тому же месту, без сильного нажима на бумагу
Советы родителям Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
Поощряйте общение со сверстниками
Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи). Не надо перегружать дополнительными занятиями. Больше хвалить.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезная информация для родителей.
Типы мам!...
Полезная информация для родителей.
Типы пап!...
" Ребенок и его первые зубки" полезная информация для родителей
В презентации раскрыты 6 самых главных вопросов о чистке детских зубов....
Полезная информация для родителей
Предлагаю вниманию родителей консультации, советы, рекомендации по воспитанию и развитию детей....
Полезная информация для родителей
«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую,познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней».(Д. Б. Кабалевский)Памятка родителямМузыка...
Полезная информация для родителей из серии "Готовимся к школе"
Предлагаю Вашему вниманию буклеты по темам: "Играем, пальчики развиваем", "Упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха", "Скороговорки"....
Полезная информация для родителей
Информация для родителей. режим дня.Расписание НОД. Целевые ориентиры и т.д....