Значение самооценки в жизни ребенка. Роль родителей в ее формировании.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Окунева Ирина Сергеевна

Кратко о том, что такое самооценка и о методах ее формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка. Насколько это важно?

Будут ли ваши дети успешны в жизни и то, как сложится их судьба, зависит от их уверенности в себе и своих силах.

К сожалению, родители редко обращают внимание на самооценку своего малыша. И не важно, завышенная она или заниженная. Дело все в том, что уверенный в себе человек, независимо от обстоятельств и преград, сможет добиться в жизни большего.

Закомплексованный, живущий по правилам, довольствуется тем, что есть.

Слишком самоуверенный убежден, что его не ценят и не любят, несмотря на то, что он – самый лучший специалист на этой планете.

В итоге, две последние категории людей разочаровываются в жизни, а свои неудачи перекладывают на родителей, детей, окружающих.

Как понять, какая у вашего ребенка самооценка?

Ребенок с завышенной самооценкой  может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Самооценка ребенка занижена, скорее всего, ребенок тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

Адекватная самооценка. Ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть. В меру уверенным в себе людям в дальнейшем гораздо проще в жизни, так как они никогда не разочаровываются в друзьях, семье работе. Они реально смотрят на вещи.

Как повысить самооценку и уверенность ребенку?

В зависимости от возраста ребенка, в котором обнаружена проблема с самооценкой и уверенностью в себе, применяются разные тактики поведения и методы:

  • Похвала за успехи и достижения
  • Сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы
  • Перестать обсуждать поведение ребенка, вешая ярлыки, сравнивая его с другими (Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра)
  • Просить прощения у малыша
  • Обогатить свою речь добрыми словами, выражающими ваши эмоции и подчеркивающими важность и значимость ребенка в вашей жизни
  • Регулярно разговаривать и проводить время вместе (не у экранов телевизора и компьютера, а, например, на природе)
  • Никогда не обманывать ребенка
  • Устраивать детские праздники с приглашением малышей домой
  • Давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему. Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Быть доступным для общения в любое время
  • Развивать таланты и способности ребенка
  • Внимательно изучать психологические особенности личности ребенка — холерику обеспечить общение с другими детьми, меланхолику давать право на общение самим с собой
  • Давать право на совершение ошибок
  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  • Попросите о помощи как у равного или старшего. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным...
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Как повысить самооценку и уверенность ребенку? (краткая памятка)

  • Похвала за успехи и достижения
  • Сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы
  • Перестать обсуждать поведение ребенка, вешая ярлыки, сравнивая его с другими (Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра)
  • Просить прощения у малыша
  • Обогатить свою речь добрыми словами
  • Регулярно разговаривать и проводить время вместе 
  • Никогда не обманывать ребенка
  • Устраивать детские праздники с приглашением малышей домой
  • Давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему.
  • Развивать таланты и способности ребенка
  • Внимательно изучать психологические особенности личности ребенка.
  • Принимать дитя таким, какой он есть
  • Давать право на совершение ошибок
  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету
  • Попросите о помощи как у равного или старшего. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным...
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Как повысить самооценку и уверенность ребенку? (краткая памятка)

  • Похвала за успехи и достижения
  • Сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы
  • Перестать обсуждать поведение ребенка, вешая ярлыки, сравнивая его с другими (Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра)
  • Просить прощения у малыша
  • Обогатить свою речь добрыми словами
  • Регулярно разговаривать и проводить время вместе 
  • Никогда не обманывать ребенка
  • Устраивать детские праздники с приглашением малышей домой
  • Давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему.
  • Развивать таланты и способности ребенка
  • Внимательно изучать психологические особенности личности ребенка.
  • Принимать дитя таким, какой он есть
  • Давать право на совершение ошибок
  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету
  • Попросите о помощи как у равного или старшего. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным...
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пластилина в жизни ребенка"

Консультация "Значение пластилина в жизни ребенка"     Лепка из пластилина – увлекательное и полезное занятие, которое положительно влияет на умственное и физическое развитие ребен...

Консультация для родителей: "Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста".

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...

Памятка для родителей "Значение игры в жизни ребенка"

Играя с ребенком, Вы помогаете ему познавать окружающий мир и чувствовать в нем себя уютно....

Папка - передвижка для родителей на тему: "Значение игры в жизни ребенка"

Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил : "Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет"...

Консультация для родителей: «Значение театра в жизни ребенка»

      Значение театра в жизни дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается...

Консультация для родителей-ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (как выбрать и разучить песню с ребенком)

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...