Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого. Ж. Верн Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита ярко, красиво, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное - научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья. Ошибочно, мнение тех родителей, которые отводят воспитанию детей к труду одно из последних мест в подготовки к школе. Они хотят видеть в своем малыше готового вундеркинда, умеющего манипулировать многозначными числами, либо творческого ребенка, играющего на музыкальном инструменте с ранних лет. К сожалению, забывают родители о том, что только в процессе умения и желания трудиться, учиться, заниматься, упражняться, можно достигнуть, высоких целей в развитии ребенка как личности. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он способствует формированию таких качеств, как наблюдательность, сообразительность, сосредоточенность, активизирует восприятие, тренирует память, внимание. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять явления и предметы, с которыми он имеет дело. Только, воспитанные, в ребенке трудом любознательность и заинтересованность могут вырастить в нем Умницу или Умника. Каких ошибок необходимо избегать родителям, приучая детей к труду? - Родители отстраняют часто детей от домашней работы, предпочитая сделать все самим. Объясняют они это тем, что ребенок медленно работает и не всегда справляется хорошо с полученным заданием. - В семье, где режим дня не налажен, снижаются возможности трудового воспитания. Жизнь протекает у ребенка беспорядочно, он переутомляется, перевозбуждается, и ему уже не до выполнения трудовых поручений. - Труд должен быть в радость, а некоторые родители могут нашлепать и наказать ребенка, если он чего-то не хочет делать. - Надо учитывать, что не всегда ребенок готов выполнить трудовое задание, особенно если он занят интересной игрой. В таком случае может сложиться отрицательная реакция на предложение выполнить работу. - Некоторые родители выполнение того или иного поручения не контролируют, они не видят ни успехов малыша, ни недостатков. Это снижает воспитательное значение такого трудового поручения. - Часто родители устраняются от трудового воспитания своих детей, перекладывая это на детский сад. Они ошибаются. Педагогам трудно привить трудолюбие дошкольнику, если такая работа в семье не ведется. Как же нам сделать, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и делал он это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужна определённая система, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы. Что же может делать ваш малыш дома? - накрыть и убрать со стола, помыть посуду, вытереть ее; - протереть пыль, навести порядок на своем столе; - подмести пол в комнате, вместе почистить пылесосом ковры; - подмести на улице дорожки, очистить их от снега; - в присутствии взрослого включить стиральную машину; - помочь развешивать белье (мелкие вещи); - гладить носовые платки; - поливать растения; - лепить пирожки, чистить ягоды, мыть фрукты (вместе со взрослым); - помочь нести покупки из магазина; - ухаживать за сестрами и братьями; - заботиться о растениях и животных. Что именно мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей в наш обиход? Необходимо, чтобы: - ребенок знал, где лежат их вещи; - ребенок считал свои обязанности вкладом в семью; - ребенок помогал по дому маме; - ребенок самостоятельно выполнял поручения; - ребенок перестал чувствовать себя гостем в собственном доме, а родителей добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть; - родители не тратили силы на уговоры; - родители свободнее вздохнули. (Особенно мамы, т. к. часть небольших, но рутинных дел лежит теперь на других членах семьи и т. д.) При этом необходимо четко представить себе: - Что получаем мы - родители, - предлагая ребенку взять ряд обязанностей на себя, - Что получит ребенок от нового образа жизни, - И что, в итоге, приобретает семья, то есть мы все - и родители и дети. Советы родителям о том, как приучать ребенка к труду дома: - Прежде чем дать ребенку поручение, покажите ему образец правильного выполнения поручения или выполните вместе. - Прежде всего, родители должны воздействовать на чувства ребенка, помочь ему видеть пользу труда и ощущать радость от хорошо сделанной работы. - Стремитесь привлекать малыша не только к личному самообслуживанию, но и к совместной работе со взрослыми по дому, которая идет на общую пользу всей семье. - Давая ребенку поручения, желательно учитывать его интересы, возможности. - Учитывайте здоровье ребенка, его самочувствие при выполнении поручения. - Чаще ребенка поощряйте за инициативу, самостоятельность, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось - терпеливо объясните ещё раз. - Хвалите ребенка за хорошо выполненные поручения. - Обязательно учите ребенка уважать труд других людей. - Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте доводить до конца начатую работу. - Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. - Не следует ребенка наказывать трудом! - Не желательно за ребенка делать то, что он сможет сделать сам. В каждой семье вопрос воспитания трудолюбия решается по-своему, но главное, чтобы воспитание шло через взаимопонимание доброту, и терпение Необходимо помнить: для того, чтобы привить ребенку какую-то полезную привычку, в первую очередь, необходимо самим быть для них примером. А еще — полностью выполнять советы педагогов детского сада. Только вместе мы можем воспитать трудолюбивого человека.
Литература : Т.А.Маркова «Воспитание трудолюбия у дошкольников» Москва «Просвещение» 1991
Р.С.Буре «Готовим детей к школе» Москва «Просвещение» 1987
Л.Ф.Островская «Педагогические знания – родителям» Москва «Просвещение» 1983
А.Рогови «Хочу сделать сам» Москва Издательство «Педагогика» 1984
|