ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ, ЧАСТУШКИ, ЧИСТОГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему

Тарасенко Наталия Валерьевна

Значение потешек, топотушек, колыбельных, прибауток, скороговорок, чистоговорок в речевом развитии детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ, ЧАСТУШКИ, ЧИСТОГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            Какая мать не хочет, чтобы её ребёнок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители желают видеть своих детей такими, но подчас не знают, какими средствами этого достигнуть. Гениальный опыт воспитания ребёнка с первых дней его жизни даёт наша народная педагогика. Знание произведений народного творчества, дарование и мастерство не рождались сами собой, а воспитывались с колыбели. Опыт воспитания детей передавался по наследству. В первую очередь детей старались приучить к родному языку, научить двигаться, активно воспринимать окружающий мир. В памяти ребёнка откладывалось всё самое поэтичное и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек.

  • Потешки – это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребёнком. Для ребёнка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информационного опыта. Эти потребности ребёнок получает через посредство играющего с ним взрослого. В процессе таких игр у ребёнка формируется внимание, воображение. В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребёнка. Также при слушании потешек вырабатываются основы ритмического слуха, запоминают интонации. Ценность потешек состоит и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству. («Шапка да шубка – вот и весь мишутка»).
  • Топотушки – упражнения для развития координации, слова с движением. Используются при физминутках. («Большие ноги шли по дороге: топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ»).
  • Колыбельные. Главное назначение этих песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребёнка в момент его засыпания. Эти произведения первая музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат дети песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучание в песнях. Пение колыбельных ребёнку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики. («До свидания, сад, сад, все осинки спят, спят. И мы сами спать пойдём, только песенку споём»).
  • Прибаутки. Назначение прибауток – развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток – от коротких песенок до долинных сюжетных песен. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, сравнивает неведомые ему явления, исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становление речи, тренировка памяти, накопление словаря. («Жук, жук, где твой дом? – Под берёзовым листом!»)
  • Скороговорки. В своей повседневной речевой практике дети должны правильно воспринимать и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. Поэтому необходимо развивать, усовершенствовать речевые навыки ребёнка.  Ребёнок не просто механически повторяет скороговорки, ему необходимо при этом подумать над значением слова, сопоставить звучание элементов слов, осмыслить принцип словообразования и словоизменения, и наконец, эмоционально оценить и воспринять речевой материал. («У киски в миске сливки скисли»).
  • Чистоговорки. Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, в которых присутствует многократное звукоподражание, это подготавливает речевой аппарат ребёнка к усвоению слогового ряда, скороговорок. («Би-би-би, -гудит машина. Не поеду без бензина»). Чистоговорки помогают детям закрепить правильную артикуляцию звуков, поработать над дикцией.

Как надо разучивать чистоговорки, скороговорки:

  1. Внимательно послушай чистоговорку (скороговорку).
  2. Подумай, о чём в ней говориться.
  3. Повтори чистоговорку (скороговорку) медленно, вслушиваясь в её звучание.
  4. Проговори чистоговорку (скороговорку) шёпотом, в умеренном темпе, чётко проговаривая все звуки.
  5. Повтори чистоговорку (скороговорку) в быстром темпе, чётко и внятно произнося все звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Считалки и скороговорки в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста .

Cпособствовать развитию речи детей, повышать интерес к физкультурным занятиям, создавать радостное, приподнятое настроение на занятиях по физкультуре....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...