ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ, ЧАСТУШКИ, ЧИСТОГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему
Значение потешек, топотушек, колыбельных, прибауток, скороговорок, чистоговорок в речевом развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ, ЧАСТУШКИ, ЧИСТОГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Какая мать не хочет, чтобы её ребёнок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители желают видеть своих детей такими, но подчас не знают, какими средствами этого достигнуть. Гениальный опыт воспитания ребёнка с первых дней его жизни даёт наша народная педагогика. Знание произведений народного творчества, дарование и мастерство не рождались сами собой, а воспитывались с колыбели. Опыт воспитания детей передавался по наследству. В первую очередь детей старались приучить к родному языку, научить двигаться, активно воспринимать окружающий мир. В памяти ребёнка откладывалось всё самое поэтичное и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек.
- Потешки – это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребёнком. Для ребёнка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информационного опыта. Эти потребности ребёнок получает через посредство играющего с ним взрослого. В процессе таких игр у ребёнка формируется внимание, воображение. В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребёнка. Также при слушании потешек вырабатываются основы ритмического слуха, запоминают интонации. Ценность потешек состоит и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству. («Шапка да шубка – вот и весь мишутка»).
- Топотушки – упражнения для развития координации, слова с движением. Используются при физминутках. («Большие ноги шли по дороге: топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ»).
- Колыбельные. Главное назначение этих песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребёнка в момент его засыпания. Эти произведения первая музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат дети песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучание в песнях. Пение колыбельных ребёнку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики. («До свидания, сад, сад, все осинки спят, спят. И мы сами спать пойдём, только песенку споём»).
- Прибаутки. Назначение прибауток – развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток – от коротких песенок до долинных сюжетных песен. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, сравнивает неведомые ему явления, исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становление речи, тренировка памяти, накопление словаря. («Жук, жук, где твой дом? – Под берёзовым листом!»)
- Скороговорки. В своей повседневной речевой практике дети должны правильно воспринимать и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. Поэтому необходимо развивать, усовершенствовать речевые навыки ребёнка. Ребёнок не просто механически повторяет скороговорки, ему необходимо при этом подумать над значением слова, сопоставить звучание элементов слов, осмыслить принцип словообразования и словоизменения, и наконец, эмоционально оценить и воспринять речевой материал. («У киски в миске сливки скисли»).
- Чистоговорки. Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, в которых присутствует многократное звукоподражание, это подготавливает речевой аппарат ребёнка к усвоению слогового ряда, скороговорок. («Би-би-би, -гудит машина. Не поеду без бензина»). Чистоговорки помогают детям закрепить правильную артикуляцию звуков, поработать над дикцией.
Как надо разучивать чистоговорки, скороговорки:
- Внимательно послушай чистоговорку (скороговорку).
- Подумай, о чём в ней говориться.
- Повтори чистоговорку (скороговорку) медленно, вслушиваясь в её звучание.
- Проговори чистоговорку (скороговорку) шёпотом, в умеренном темпе, чётко проговаривая все звуки.
- Повтори чистоговорку (скороговорку) в быстром темпе, чётко и внятно произнося все звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Считалки и скороговорки в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста .
Cпособствовать развитию речи детей, повышать интерес к физкультурным занятиям, создавать радостное, приподнятое настроение на занятиях по физкультуре....
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Использование колыбельных песен в работе с детьми дошкольного возраста
Статья о роли колыбельных в жизни ребенка...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «На помощь Снеговику», описание работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ
Материалы с РМО педагогов-психологов...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...