Консультация для родителей "Адаптация ребёнка в коллективе"
консультация на тему
Адаптация детей в коллективе
Адаптация - приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к изменённым внешним условиям, то есть адаптация проявляется на психологическом (чувство комфорта/дискомфорта), физиологическом (благоприятное самочувствие/ соматическая ослабленность) и поведенческом (адекватное/неадекватное поведение) уровнях.
Одной из причин того, что ребенок через месяц-другой уходит из учреждения образования, может быть именно проблема адаптации, преодолеть которую могут не все дети.
Приход ребенка в образовательное учреждение (в том числе и дополнительного образования) почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации.
Как происходит адаптация ребенка
Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Но может протекать по-разному.
Изменение образа жизни в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: малыш много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом становятся заторможенными, а дети с холерическим - наоборот, излишне возбужденными. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите малыша.
Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Кроме того, ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, что приводит к частым болезням.
По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении в норме составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.
Врачи и психологи различают четыре степени адаптации: легкую, среднюю, тяжелую и крайне тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения ребенка, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
1. Период лёгкой адаптации. Длится 1-2 недели.
Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
2. Период адаптации средней тяжести. Длится 3-6 недель.
Настроение ребенка неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней.
3. Период тяжелой адаптации. Длится несколько месяцев.
Ребёнок может длительно и тяжело болеть: одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подрываются и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
4. Период крайне тяжелой адаптации. Длится от нескольких месяцев до года и более.
Крайне тяжелая адаптация чаще всего наблюдается у детей, имеющих выраженные проблемы со здоровьем (дефекты внешности, хронические соматические заболевания) или у детей с неврологической и психической патологией. Такой ребенок в период адаптации может полностью отказаться от пищи, общения. Также возможен и полный отказ от речи (мутизм). Нормализация состояния ребенка в этом случае сильно затруднена и требует активного вмешательства психолога и врача.
От чего зависит привыкание ребенка к детскому учреждению
1. От физического состояния ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации.
2. От возраста. Чем младше ребенок, тем тяжелее в самом начале будет проходить адаптация к учреждению, однако при этом адаптация, как правило, короче. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.
3. От привязанности ребенка к близким (и особенно к матери). Дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье эмоциональные контакты преимущественно со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком поощряют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно.
4. От развития предметной деятельности ребёнка. Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками (для дошкольников) или прекрасно умеют обращаться с аппаратурой. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к образовательным учреждениям является низкий уровень предметной и игровой деятельности.
5. От развития мотивационной деятельности ребенка. Адаптация легче всего происходит у детей, которые имеют устойчивые интересы, увлечены каким-то занятием. Такие дети с удовольствием ходят на занятие, увлечены самим процессом, и поэтому быстро находят общий язык с другими детьми и педагогом. При этом дети с неразвитой мотивационной сферой быстро пресыщаются игрой или занятием, не могут сами найти, чем заняться, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
6. От отношения ребёнка к ровесникам. Дети, с трудом привыкающие к яслям и садику, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка - вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское учреждение и благополучного привыкания к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Ребёнка лучше похвалить..."
Из этих двух методов – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого...
Консультация для воспитателей "Значение детского коллектива в воспитании нравственности в дошкольном возрасте"
Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формирован...
Консультация на родительском собрании «Особенности коллектива детей средней группы»
Уважаемые родители, Вашему вниманию предлагается сообщение на тему «Воспитание у детей чувства коллективизма».Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе...
Консультация на тему: "Значение детского коллектива в воспитании нравственности в дошкольном возрасте"
Социально-психологический климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводст...
Консультация для родителей: «Ребёнок и книга» консультация
Консультация для родителей: «Ребёнок и книга» консультация. ...
Консультация для педагогов "Формирование детского коллектива в совместной творческой деятельности"
По Л. С. Выготскому коллектив выступает как факторразвития ребенка. Детально определял сущность коллектива А. С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту с...
Консультации на тему (для педагогического коллектива): «Словесные методы в экологическом образовании дошкольников разных возрастных групп»
ОглавлениеВведение. 31. Словесные методы в экологическом образовании дошкольников разных возрастных групп. 42. Виды бесед и их характеристика. 63. Использование художественной литературы. 74. Ре...