Консультация для родителей "Люби свой край"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Приобщаем детей к народным традициям»
В настоящее время растёт интерес к осмыслению укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалов.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Слово «традиция» ( от латинского traditio-передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В
качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.
Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Пчёлушки,
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Самые пёстрые.
В поле идут,
Гудут, гудут,
С поля идут,
Медок несут.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.
Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, музыкальные инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие,
довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна красна,
Тёплое летечко!
Люли-люли,
Тёплое летечко,
Весна красна,
Что же ты нам вынесла?
Люли-люли,
Что же ты нам вынесла?
Малым деточкам
По яичечку,
Люли-люли,
По яичечку,
Красным девушкам
По женишечку,
Люли-люли,
По женишечку.
С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию.
Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. Отсюда вытекают две основные функции загадки: во – первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во – вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.
Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями, Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный объём знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купала.
Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, водили хороводы, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Наиболее торжественным, ярким и пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника : Рождество – начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.
7 января – Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому как и в другие важнейшие праздники, играет солнце. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Вечер накануне Рождества называется сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, А потом начиналось святочное веселье. В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда – это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующии получали что – либо из съестного. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водили хороводы, звучали весёлые озорные песни, загадывались загадки.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по патриотическому воспитанию "Как помочь ребенку полюбить свой край"
В помощь родителям...
Консультация для родителей Родной свой край любите и знайте
Доклад для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию на родительском собрании...
Консультация для родителей: "Родной свой край люби изнай".
Консультация для родителей: "Родной край люби и знай"....
Консультация для родителей: «Родной свой край люби и знай».
консультации для родителей по привитию любви к родному краю...
Консультация для родителей "Люби и знай свой край"
Мы живем в огромной стране. Называется она Россия.Но у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос.Какая притяжательная сила заключена в том. Что нас окружает с детства? По...
Консультация для родителей "Родной свой край люби и знай"
Консультация для родителей:«Родной свой край люби и знай»....
Консультация "Люби и знай свой край"
Консультация для родителей...