Статья: «Польза пальчиковых игр для маленьких детей».
статья (младшая группа) на тему

Чечет Аида Акрамовна

Пальчиковые игры - это своеобразная гимнастика, основной целью которой является развитие мелкой моторики ребенка. Такие занятия развивают ловкость, подвижность, интеллектуальные способности малыша, а еще отлично поднимают настроение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polza_palchikovyh_igr.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Польза пальчиковых игр для маленьких детей».

 Чечет А.А., воспитатель ГБДОУ детский сад№37

Пальчиковые игры - это своеобразная гимнастика, основной целью которой является развитие мелкой моторики ребенка. Такие занятия развивают ловкость, подвижность, интеллектуальные способности малыша, а еще отлично поднимают настроение. Доказано, что дети, которые играют в пальчиковые игры, начинают быстрее ходить, разговаривать, писать и радовать родителей отличной памятью.

Пальчиковые игры для малышей помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию речи.  В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ.

Пальчиковые игры развивает умение ребенка подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! Когда ребенок начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой.

-В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Все виды движений выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Также возможна работа только одной рукой. Первоначально дети знакомятся с ладонью, названием пальцев руки, выполняют элементарные движения (хлопки, прятанье рук за спину и т.д.). Имитируются энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик и т.д).Составляются простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота). Педагог показывает образец положения пальцев во время пальчиковой игры, помогает, поправляет малыша.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

В этом возрастном периоде (от года до трех лет) дети научатся распознавать свои пальцы, и выучат, как они называются. Дальше пальчиковые игры не будут завязаны на каждый палец в отдельности. Поэтому именно сейчас имеет смысл рассказать про каждый палец интересную историю (отличительную особенность):

  • мизинец — самый маленький палец на руках и ногах не только у людей, но и у животных; с древне-русского языка так и переводится «самый младший»
  • безымянный — на некоторых языках называется «кольцевым» пальцем, т.к. на него надевают обручальные кольца. Почему именно на него? В древности существовало поверье, что только от этого пальца напрямую к сердцу идёт вена или нерв. На Дальнем Востоке он называется лекарственным, т.к. им принято размешивать различные снадобья.
  • средний — самая крайняя точка вытянутой руки
  • указательный — самый трудолюбивый, так как используется чаще всех в силу анатомической особенности
  • большой — состоит всего из двух фаланг

Вот некоторые игры для детей от 2 до 3 лет.

Капуста

Мы капусту рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капусту солим-солим,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капусту трём-трём,(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмём-жмём.(сжимать и разжимать кулачки).

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала, этому дала, этому дала ,этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел

Каша

Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)

Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,( загибать пальчики, начиная с большого)

А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

ЗАЙКА

 Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( руки за спиной )

Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать нос )

 Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать руки )

Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать ушки )

КОШКИ — МЫШКИ

 Вот кулак, ( показать кулак левой руки)

 А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх

 На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под.правую подмышку)

Моя семья

Вот дедушка,
Вот бабушка, 
Вот папочка, 
Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. 
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура!» 
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей"

   Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию пальцев рук...

Методическая разработка на тему: «Польза пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста».

Польза пальчиковой гимнастики и рекоменадици по ее применению. Пальчиковая гимнастика на разные возраста...

Статья "Польза пальчиковых игр для детей 3-4 лет"

quot;Ум ребенка находится на кончиках пальцев" - играть с пальчиками мы привлекаем ребенка с пеленочек. "Сорока-белобока" и "Этот пальчик - дедешка..." любят все дети. О поль...

Статья "Польза дидактических игр в развитии детей"

Статья для родителей о значении игр в развитии и воспитании детей....

Статья: «Польза пальчиковой гимнастики в детском саду»

Статья: «Польза пальчиковой гимнастики в детском саду»...

Статья: «Польза пальчиковых игр для маленьких детей».

Статья: «Польза пальчиковых игр для маленьких детей». Пальчиковые игры - это своеобразная гимнастика, основной целью которой является развитие мелкой моторики ребенка. Такие заня...

Статья: "Польза сюжетно ролевых игр для детей"

Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский Дошкольный ...