Методика формирования грамматических навыков (доклад с мультимедийным сопровождением)
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика формирования грамматических навыков
(доклад с мультимедийным сопровождением)
Старший воспитатель: Дерменжи Л.Г.
Слайд 2
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис
Слайд 3
Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 4
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения , когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.
Слайд 5
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли.
Слайд 6
. Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Слайд 7
А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка. Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет). Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
Слайд 8
Примеры морфологических ошибок в речи детей. 1. Неправильные окончания имен существительных, · родительный падеж, множественное число: с окончанием –ей - карандашов , дверёв , ежов,этажов ; с нулевым окончанием: ночов , куклов , девочков , книгов , дверков , пуговицев ; · родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке; · винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных: Папа подарил мне слонёночек , Сережа поймал сом; 1. предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде; 2. Склонение несклоняемых имен существительных: на палъте , кофий , кофию , на пианине , в кине . 3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки , котёнки , жеребёнка, свинёнка. 4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.
Слайд 9
Примеры морфологических ошибок в речи детей. 5. Образование глагольных форм. 2. повелительное наклонение: искай (ищи), exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани), 3. изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу), 4. спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят). 6. Неправильная форма причастий: сломатая , оборватая , сошитая ; 7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее , чистее , хужее , красивше , плохее , 8. Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане; 9. Склонение числительных: двое домов, с двумями , идите по двоим
Слайд 10
В период от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. появляются двухсловные предложения К двум годам наблюдаются трех и четырехсловные предложения – начало овладения простым распространенным предложением. Около 1 г. 9 мес. появляются предложения с однородными членами. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет. Дети четвертого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. В достаточной степени легко дети пользуются сложносочиненными предложениями: Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам (4 г. 5 мес.). Более распространенными, с однородными членами, становятся предложения, входящие в состав сложного: Он уснул у реки, а коза пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила (4 г. 9 мес.).
Слайд 11
В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами: Она бросила иголку, а не воткнула. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении: на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Куклу мама принесла?» вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала Маша почему?»; дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что».
Слайд 12
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей Три направления: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Слайд 13
Задачи по формированию грамматического строя речи
Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом. В морфологии. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. В словообразовании. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). В синтаксисе. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные
Слайд 14
Пути формирования грамматической стороны речи у детей Пути формирования грамматически правильной речи: - создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; - повышение речевой культуры взрослых; - специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; - формирование грамматических навыков в практике речевого общения; - исправление грамматических ошибок.
Слайд 15
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи. К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.
Слайд 23
. Рассматривание картин , в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения. Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Слайд 24
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение . Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения. Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др. В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы
Слайд 25
При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Слайд 26
Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Слайд 27
5. Методика формирования морфологической стороны речи Младший дошкольный возраст. К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков.
Слайд 28
. Средний дошкольный возраст. На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм. Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности. На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций
Слайд 29
Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения. На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи. В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения). По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.
Слайд 30
6. Методика формирования синтаксической стороны речи В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Речь трехлетних детей ситуативна , поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища. Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.
Слайд 31
Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой. В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа и мама, они...»), переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств. В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.
Слайд 32
. Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной жизни. В 5 – 6 лет, как отмечают многие исследователи, наблюдается осознание причинных зависимостей. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточными предложениями.
Слайд 33
7. Методика формирования способов словообразования Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух , обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
Слайд 34
. Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу. Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те(синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый – чище – более чистый. Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов - ейш -, - айш (синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный).
Слайд 35
.
Слайд 36
.
Слайд 37
.
Слайд 38
Литература 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш . и сред, пед . учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада, М., Мозаика-Синтез, 1999 г. 3. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994 4. voltholdings38.weeb
Слайд 39
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: "Методика формирования грамматически правильной речи детей"
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. поэтому, содержание и методика работы с детьми на р...
Методика формирования грамматического строя у детей
Одной из актуальных проблем в дошкольный период развития является овладение родным языком. Овладение родным языком является обязательным условием нормальногоразвития у ребенка, его успешного обучения ...
Методика формирования грамматического строя речи.
Презентация с кратким описанием методики формирования грамматического строя речи....
Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста
В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....
Методика формирования грамматического строя речи
Консультация для воспитателей«Методика формирования грамматического строя речи»...
История возникновения шахматной игры (доклад с мультимедийным сопровождением)
Информация для педагогов в рамках круглых и столов и для родителей в рамках родительских собраний . Шахматы - старинная игра улучшит логическое мышление и математическую грамотность...
СИНКВЕЙН - КАК АКТИВИЗАТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (доклад с мультимедийным сопровождением)
Что такое синквейн?Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.Античная поговоркаПсихологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный зап...