Игры для расширения словарного запаса
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Светлана Витальевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_rasshireniya_slovarnogo_zapasa_sayt_oktyabr.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

  •        ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

  •         Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание ребенка стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

    1. «Поводырь» -  На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

    2. «Описание объекта» - предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

    Когда вы вместе с ребенком pacсматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

    3. «Ищем детали» - Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья...»

    4. «Описываем свойства предметов» -  Названия свойств предметов закрепляются  в словесных играх.

    Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек...» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента...» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

    5. «Что может быть?» - Взрослый называет прилагательное, а ребенок к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски... Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой...

    6. «Стань писателем» -  Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если ребенку сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

    7. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».

  • 8. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
    — Оля проснулась и... (стала умываться).
    — Коля оделся и... (побежал гулять).
    — он замерз и... (пошел домой).
    — стали они играть... (с зайчиком).
    — зайчик испугался и... (побежал, спрятался)
    — девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

    9. «Что увидел?» -  Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

    10. «Всегда под рукой» -  Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

    11. «Истории из жизни» -  Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

    12. «Чем закончилось?» Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

 Учитель-логопед  Иванова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объект...

Консультация "ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА "

Консультация "ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА "...

ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объект...

Игры для расширения словарного запаса и связной речи ребенка

Данный материал имеет практическую направленность. Здесь педставлены конкретные упражнения, способствующие расширению словарного запаса, помогающие в усвоении норм родного языка, развитию связной речи...