«Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»
методическая разработка по теме
Современное образование в настоящее время направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Основа этого развития – творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения.
Что же такое творческая активность? Творческая активность-это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
Значение формирования творческой активности я вижу, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, самосовершенствованию, настойчивость в достижении поставленной цели.
Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по всем школьным предметам.
Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.
Главные помощники учителя в развитии творческой активности детей – родители! На мой взгляд, развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности с родителями.
Эта деятельность выступает как средство мотивации развития личности, помогает активному познанию мира и творчеству.
Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает как в семье, так и в школе особо тёплую атмосферу. Приведу несколько эффективных и интересных форм совместной деятельности детей и родителей, которые я использую в своей педагогической деятельности.
1.Метод проектов.
Работа над проектом обогащает всех участников процесса и создаёт положительную эмоциональную атмосферу. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для школьника в семье и школе, выработке согласованных и педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Вот темы проектов, которые были реализованы в моей практике: «Дарю прекрасное людям», «Каким я хочу видеть свой город», «Современные принцы и принцессы», « Каким я хочу видеть современного учителя», «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра», « Что такое счастье?».
2. Организация детско-взрослых праздников.
Детский день рождения, Рождественские каникулы, День защиты детей, Праздник знаний, Новогодний карнавал, уроки – сюрпризы и другие совместные праздники – это возможность проявить творчество, выдумку и фантазию.
Атмосфера праздника сближает взрослых и детей в подготовке обстановки, написании сценария, составлении праздничного меню, изготовлении призов. Каждый член семьи готовит конкурсы, костюмы, игры, сюрпризы.
3. Совместное детско-родительское творчество.
Изготовление коллажа из природного материала, различных поделок, выпуск семейной или классной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток, украшений к праздникам, приготовление сладких угощений ко дню именинника и другим праздникам в классе – вот лишь некоторые виды работ, которые можно выполнять вместе с родителями как дома, так и в классе.
В школе можно устраивать выставки совместных работ детей и родителей различной тематической направленности. Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в детском коллективе. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Такая форма детско-родительского взаимодействия так же способствует проявлению самостоятельности и самовыражению ребёнка. В нашей школе стало традицией проводить осенние и Рождественские ярмарки, на которых дети совместно с родителями могут продемонстрировать свои таланты и способности.
4. Чтение книг.
Устраивается «Час чтения» книг по выбору ребенка. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений.
5. Совместные развивающие детско-взрослые игры.
Любые виды настольных игр типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и другие, усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – самая приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и воспитывается. Взрослый в ходе игры с ребенком оказывается в ситуации «на равных». А когда ребенок объясняет ход и правила игры взрослый попадает в роль «обучаемого». В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.
В.А.Сухомлинский считал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Он сравнивал игру с искрой, зажигающей в ребёнке огонёк пытливости и любознательности. Я с этим полностью согласна.
6. Организация детско-взрослой театрализации.
Дети – любители переодеваний, перевоплощений с использованием гардероба взрослых. Безусловно, в такие минуты ребенку необходимы зрители, которыми становятся родители. В такой деятельности дети самореализуются в раскрепощенной форме, отрабатывая и приобретая новые формы вербального и невербального общения. Но родители могут быть не только благодарными зрителями, но и участниками театрализованных действий вместе с детьми. Мини- спектакли, в которых актёры дети и родители, украсят любой праздник в школе.
7. Семейные экскурсии и путешествия.
Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Это могут быть просто прогулки по городу. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута экскурсии: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего мира. Семейные экскурсии можно устраивать как для всего класса, так и малыми группами. В своём классе, в рамках проекта «Великие люди России» совместно с родителями были организованы экскурсии в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», город-герой Волгоград.
8. Посещение театров, кинотеатров.
На начальном этапе инициатором таких посещений являются родители, приобщая ребенка к миру прекрасного. Далее дети сами выбирают место и темы просмотров.
9. Ведение семейных альбомов, заполнение «Альбома открытий», «Альбома достижений».
Это интересная увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. Дети познают себя, окружающий мир, других людей. Можно устраивать в классе выставку таких альбомов, праздники достижений « Мои открытия».
Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость.
Какими бы хорошими не были учителя, работающие с детьми, родительского внимания и заботы детям не заменит никто. В современных условиях в школе так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни класса. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и побеждать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»
Методические рекомендации«Развиваем творческую активность детей совместно с родителями» Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передаю...
Развиваем творческую активность детей совместно с родителями
Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. Многие родители считают: главное &mdash...
Учебно – методический материал «Развиваем творческую активность детей совместно с родителями».
Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.Многие родители считают: главное — восхищаться ...
Методические рекомендации «Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»
Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....
Методические рекомендации «Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»
Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....
Методические рекомендации «Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»
старшая группа...
«Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»
Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....